Последний чемпионский McLaren, принесший первый титул Льюису Хэмилтону, является ярчайшим представителем периода, когда найти в облике болида Ф-1 хотя бы десяток прямых линий было проблематично, а количество мини-крылышек и прочих аэродинамических игрушек перевалило за разумные пределы. Чемпионский титул и Кубок конструкторов должны были вернуться в Уокинг еще в 2007 году. McLaren MP4/22 был лучшей машиной в пелотоне, но действующий чемпион Фернандо Алонсо и дебютант Льюис Хэмилтон так увлеклись разборками за право быть первым номером в команде, что не заметили финишный спурт Кими Райкконена на Ferrari. Тем не менее, их суммарных очков вполне хватало бы для завоевания командного первенства, но McLaren оказался втянут в куда более резонансный шпионский скандал, главными действующими лицами которого стали бывший главный механик Ferrari Найджел Степни и главный конструктор McLaren Майк Куглан.
После того, как Степни, видевший себя преемником Росса Брауна, был переведен на незначительную должность в Маранелло, он решил своеобразным образом отомстить Ferrari, передав технические секреты Куглану. Возможно, мир бы никогда об этом и не узнал, но Куглан отправил жену в ближайший копи-центр, один из работников которого, по иронии судьбы, был фанатом Scuderia, заметил символику любимой команды на чертежах и связался с представителями Ferrari. Шпионский скандал стоил команде всех очков в Кубке конструкторов ’07 и рекордного штрафа в $100 млн., а создание McLaren MP4/23 проходило под тщательным надзором со стороны инспекторов FIA.
Прошлогодний болид был отличной отправной точкой для инженеров McLaren, создававших MP4/23. Главным отличием от предшественника стала удлиненная база, продиктованная желанием специалистов по аэродинамике добиться лучшей стабильности и получить больше поверхностей для создания прижимной силы. Концепция переднего антикрыла с, так называемым, мостом, проходящим над носовым обтекателем, была усовершенствована. Обтекатель, в свою очередь, стал более высоким, что позволило получить увеличить давление воздуха на переднем антикрыле. Для лучшего охлаждения двигателя была переработана область верхнего воздухозаборника, что так же позволило немного уменьшить боковые понтоны. В желании добиться большего от заднего антикрыла, создатели автомобиля применили торцевые пластины невероятно сложной формы, с прорезями, а потеря их жесткости была компенсирована усиленной двойной центральной стойкой. Кроме того, была переработана передняя подвеска.
Как и другие болиды того времени, McLaren MP4/23 имел монокок из углепластика и композитных панелей, подвеску на двойных поперечных рычагах с толкателями, гидравлическими амортизаторами и торсионами, тормозные механизмы с карбоновыми дисками и накладками, 7-ступенчатую полуавтоматическую коробку передач.
Одним из секретов, скрывавшихся под зеркальным корпусом MP4/23 был «J-демпфер». Разработанное профессором Кембриджского университета Малколмом Смитом устройство, так же известное, как инерционный демпфер, представляло собой третий элемент, состоящий из амортизатора, имеющего крепления с обоих концов, и маховика. Поступательная энергия амортизатора преобразуется во вращательную энергию маховика, который создает противодействие, пропорциональное ускорению концов амортизатора относительно друг друга. Такое незамысловатое решение позволяло улучшить сцепление колес с трассой и улучшить управляемость. По воспоминаниям Нила Оутли, в те годы занимавшего должность технического директора McLaren, ничего нового в этом не было: «Кажется, на наших машинах он впервые появился в 2002 году, но нам пришлось привыкнуть к его постоянному использованию. Мы тестировали его от года до 18 месяцев перед тем, как использовать в гонках».
Формула-1 перешла на V-образные 8-цилиндровые атмосферные силовые агрегаты рабочим объемом до 2400 см³ в 2006 году. Помимо потери двух цилиндров конструкторы были ограничены в свободе действий, к которой привыкли за годы работы с V10: угол развала блока регламентировался 90°, диаметр поршня не должен был превышать 98 мм, а минимальная масса – 95 кг, использование дорогих материалов практически исключалось, запрещалось использовать насосы с электроприводом (за исключением топливоподкачивающего) и впускные патрубки переменной длины. Спецификация V8 была заморожена в 2007 году – частота вращения коленчатого вала была ограничена 19000 об/мин, а конструкторы могли работать лишь над увеличением надежности своих силовых установок, что, впрочем, не мешало постепенному увеличению мощности. С 2008 года все двигатели оснащались стандартным блоком управления производства McLaren, вместе с тем было запрещено использование лаунч-контроля и активного торможения двигателем. Mercedes-Benz FO108 с самого начала был одним из самых мощных моторов в пелотоне наряду с агрегатами BMW и Ferrari. Версия V для сезона ’08 развивала около 790 л.с.
В январе 2008 года McLaren MP4/23 дебютировал на тестах в Хересе. За 21 тестовый день предсезонных тестов автомобиль преодолел 14275 км – Льюис Хэмилтон и его новый напарник Хейки Ковалайнен получили в свое распоряжение быстрый и надежный болид. Это подтвердил первый этап чемпионата в Мельбурне, который с поул-позиции выиграл Хэмилтон. Все могло закончиться дублем, но Ковалайнену гонку подпортил второй выезд сейфети-кара – только пятое место.
McLaren отлично начали, но следующие четыре этапа были выиграны пилотами Ferrari. Кими Райкконен победил в Малайзии и Испании, а Фелипе Масса – в Бахрейне и Турции. Хэмилтон дважды поднялся на подиум на этих этапах, Ковалайнен однажды. Льюису пришлось дождаться Гран При Монако, чтобы снова откупорить бутылку победного шампанского, а вместе с тем и вернуться в лидеры Чемпионата мира. Не без везения, стоит признать, так как вынужденный пит-стоп Хэмилтона после контакта со стеной пришелся как раз на начало дождя.
В Монреале Хэмилтон вернулся на поул-позицию, но в гонке совершил ошибку, не заметив красный сигнал светофора на выезде с пит-лейн и врезавшись в Райкконена, открыв тем самым дорогу Роберту Кубице к единственной победе в карьере. За свой проступок Льюису пришлось расплачиваться потерей 10 мест на старте следующего этапа во Франции, где Масса и Райкконен принесли очередной дубль Scuderia.
С Гран При Великобритании McLaren заметно прибавил. В Сильверстоуне Ковалайнен завоевал поул, а Хэмилтон не оставил никому шансов в дождевой гонке, продемонстрировав один из своих лучших пилотажей. Лидер McLaren подтвердил свою форму и в Германии – поул и победа. В Венгрии Хэмилтон снова стартовал с поула, однако в гонке был лишь пятым из-за прокола, но победу отпраздновал Хейки Ковалайнен.
В те годы McLaren, несмотря на потерю несколькими годами ранее Эдриана Ньюи и некоторых других ключевых специалистов, был в техническом авангарде Формулы-1. Даже запрет тестов по ходу сезона не помешал команде готовить к каждой гонке обновления, понемногу менявшие облик MP4/23. Например, в Сильверстоуне автомобиль получил ассиметричные боковые понтоны с воздухозаборниками разного размера. Вероятно, самым заметным стало появление в Венгрии крылышек «Дамбо» на носовом обтекателе, впервые появившихся на BMW-Sauber и помогавших подать на заднее антикрыло чистый невозмущенный поток.
«Сложно выделить один момент, когда мы сделали значительный шаг вперед, – поясняет Нил Оутли. – Это был итеративный процесс развития. Конечно, было очень много улучшений во время зимнего перерыва, но, вероятно, еще большей производительности мы добились по ходу сезона. Мы постоянно что-то улучшали. Если посмотреть на фотографии машины от гонки к гонке, то можно заметить множество мелких изменений в аэродинамике. Мы пытались получить прибавку с каждого маленького улучшение так быстро, как это только возможно. Если это не было связано с другими частями, то почему бы не получить прибавку на одну-две гонки раньше. Если постоянно делать маленькие шаги, то пусть это не приведет к настолько заметным улучшениям, но прирост производительности на протяжении года будет ощутимым. С большими пакетами обновлений можно увидеть, как автомобиль поехал сразу на секунду с круга быстрее, но так сложно понять, какие новинки сработали, а какие нет».
Баланс сил между McLaren и Ferrari менялся от трассы к трассе. Следующие два этапа снова остались за Ferrari, но если трасса в Валенсии и теплая погода лучше подошла Фелипе Массе, то в Гран При Бельгии бразилец заработал 10 очков лишь после того, как судьи оштрафовали Хэмилтона, пятый раз в сезоне стартовавшего с поула, за срезку шиканы при борьбе с Райкконеном. После бельгийского этапа Хэмилтон и Масса обозначились, как главные претенденты на титул. Впрочем, в следующих трех Гран При совсем другие герои вышли на первый план. Себастьян Феттель на Toro Rosso стал неожиданным победителем дождливого Гран При Италии, а Фернандо Алонсо, вернувшийся в Renault, первенствовал в Сингапуре и Японии (позже окажется, что победа испанца в ночном Гран При была добыта не совсем честным путем).
Нил Оутли: «Я не думаю, что у машины были какие-то недостатки, она прекрасно чувствовала себя на любых трассах. Хотя, одну проблему мы так и не смогли решить по ходу сезона – повышенный износ задних покрышек по сравнению с Ferrari».
Впрочем, особенности McLaren в работе с резиной не раз играли на руку британской команде. MP4/23 явно лучше себя чувствовал при прохладной погоде, что Хэмилтон продемонстрировал в Японии и Китае, где был лучшим в квалификации. Если на Фудзи британец может винить только себя в ошибке на торможении в первом повороте, то в Шанхае Льюис был великолепен, заслуженно поднявшись на вершину подиума.
«На некоторых трассах наши результаты на одном круге были значительно лучше, чем у Ferrari, – продолжает Оутли, – потому что мы могли прогревать шины намного быстрее и квалифицироваться лучше, что потом приводило к лучшим результатам в гонке, даже не смотря на то, что теоретически гоночный темп Ferrari был выше. Однако, в зависимости от условий все могло быть наоборот».
На решающий этап в Бразилии Льюис Хэмилтон приехал с 7-очковым преимуществом перед Фелипе Массой. Для завоевания титула британцу вполне хватало очков за пятое место. Отпустив Массу к победе, Хэмилтон вполне комфортно себя чувствовал на протяжении практически всей гонки, но пошедший за шесть кругов до финиша дождь спутал все карты. После пит-стопа Льюис опустился с четвертой на пятую позицию, так как Тимо Глок на Toyota не стал заезжать в боксы за промежуточной резиной, а за три круга до финиша Хэмилтона опередил Феттель на Toro Rosso. Несколько кругов Льюис безуспешно пытался вернуть утраченное пятое место, а с ним и чемпионский титул. Феттель так и не дал Хэмилтону ни единого шанса, но усилившийся дождь вынудил замедлиться Глока. Судьба титула решилась в последнем повороте, где Льюис прошел гонщика Toyota.
В 2009 году технический регламент Формулы-1 претерпел значительные изменения, внешний вид болидов стал значительно проще. Гонка вооружений, продолжавшаяся до последнего этапа Чемпионата мира ’08 не могла не сказаться на подготовке McLaren (как и Ferrari) к новому сезону, во многом поэтому MP4/23 использовался командой для отработки новых технических решений, в том числе KERS, на первых предсезонных тестах. Титул Льюиса Хэмилтона до сих пор остается последним успехом McLaren, а побед в Гран При команда не знает с 2012 года. Кто знает, возможно возвращение к силовым установкам Mercedes-Benz, которое состоится в 2021 году, позволит великой команде вернуться на вершину.