Безопасность в автоспорте — Sonic Trace Club
Безопасность в автоспорте

Безопасность в автоспорте

Системы безопасности гоночных автомобилей радикально отличаются от дорожных. В этой статье расскажем о них и их стоимости на примере раллийных/кольцевых автомобилей. Многие из Вас вероятно видели подобные гоночные аварии на ютубе. Как же так люди выходят из этого искореженного метала без единой царапинки? Все дело в том что спортивный автомобиль как крепость для гонщиков. И многим это спасало жизнь или здоровье. Рассмотрим подробнее из чего состоит комплекс мер безопасности:

1. Каркас безопасности + накладки.
Каркас безопасности это одно из самых явных, бросающихся в глаза отличий дорожного автомобиля от гоночного. Ну и если с точки зрения наших ПДД эта деталь сразу ведет к запрету эксплуатации на дорогах общего пользования. Каркас безопасности (Roll cage) это стальная трубчатая конструкция которая вваривается и интегрируется в кузов автомобиля. Каркас проектируется и рассчитается специально под сверхнагрузки которые он испытывает в момент аварии. Схемы, материалы и толщина, диаметр труб регламентированы техническими требованиями. Основная задача это сохранить зону где находятся члены экипажа (пилот и штурман). При установке и вварке каркаса так же усиливают кузов что в комплексе приводит к серьезному увеличению жесткости кузова, а это в свою очередь положительно сказывается на управляемости и живучести. Стоимость простейшего каркаса допускаемого до соревнований с установкой на отечественную классику от 50000р. Стоимость на полноприводный автомобиль Топ уровня нашего чемпионата 130-170тыс руб. У каркаса как и у других систем есть срок омологации или срок после которого нельзя продолжать выступать с этим каркасом. Базовый срок 10 лет. Производить и устанавливать каркасы можно согласно требованиям специальных регламентирующих документов. И могут это делать только организации получившие специальное разрешение. Согласно требованиям безопасности на каркасе в зоне рядом с пилотом и штурманом должны быть омологированные накладки на каркас. Это как такой прессованный поролон на вид. Стоимость необходимых накладок на один автомобиль 20-30тыс.руб.

2. Спортивные сидения и их крепления.
Еще одной важной частью безопасности являются спортивные сидения. В простонародье их называют «ковши». Оно легкое крепкое, должно подбираться по размеру членов экипажа. В сиденье 5 отверстий для ремней. 2 сверху на спинке, 2 по бокам и одно в прорези между подушками в горизонтальной части. Сейчас все чаще в автомобилях применяются сиденья с так называемыми «ушами» эти отростки справа и слева призваны дополнительно уменьшить амплитуду перемещения головы пилота в случае аварии. Крепление сидения представляет собой специальный кронштейн к которому применяются особые требования по прочности и толщине материала. Сидение через кронштейн прикручивается к специально изготовленным и закрепленным на полу кузова поперечинам. Таким образом сидение не имеет перемещение и регулировок относительно кузова как в обычных автомобилях.
Чтобы его переместить надо его открутить от кронштейна и прикрутить в другом положении, для этого в кронштейне много отверстий по направлениям потенциального перемещения. Сиденье как правило отрегулировано под конкретного пилота в его экипировке и больше не двигается. Стоимость спортивных сидений в зависимости от класса и производителя колеблется от 30000р до 500000р

3. Ремни безопасности.
В автоспорте как и в обычных автомобилях ремни безопасности выполняют одну из важнейших функций для спасения человека. Но выполнены они совершенно по другому. Различаются они по количеству точек крепления 4, 5, 6 и даже 8 точек. Так же отличаются по ширине лямки ремня — 2 и 3 дюйма. 6ти точечные ремни сейчас наиболее распространены. На 6ти точечном ремне 2 лямки проходящие через плечи, через сиденье дальше чаще всего крепятся на поперечную дугу каркаса. 2 лямки с боку и 2 снизу между ног крепятся через специальные карабины и рым болты к кузову. Так же этот карабинчик на конце должен быть зашплинтован. Во время гонки гонщик затягивает/распускает только вертикальные лямки ремней, остальные отрегулированы заранее под пилота и в процессе гонки их никто не трогает. В центре ремня замок он отстегивает все лямки кроме нижних 2х на которых сам и остается. В кузове для завинчивания этих рым болтов привариваются специальные закладные пластины. Таким образом обеспечивается прочность крепления всех концов ремня и полная фиксация тела пилота относительно сиденья каркаса и кузова автомобиля, сохраняя его при аварии в безопасной зоне. Стоимость ремней безопасности находится в диапазоне от 15000р до 100000р за шт. В случае серьезной аварии с гоночным автомобилем, ремни и сидения положено заменять. В случае если при аварии был задет каркас безопасности то он тоже подлежит замене.

4. Поликарбонат стекла, пленка, сетка.
В автомобильном спорте во многих классах разрешено заменять все стекла кроме лобового на специальный прозрачный поликарбонат. Такая замена приносит автомобилю значительное облегчение, на обычном небольшом хетчбеке это больше 15кг. Но есть и еще одна польза от такой замены. Дело в том что при аварии стекла разлетаются на куски и могут повредить членов экипажа, а поликарбонат нет. Толщина материала как и все в гонках регламентирована техническими требованиями. А что делать если хочется оставить стекла и стеклоподъемники к примеру в некоторых классах это допускается. Тогда согласно требованиям должна быть наклеена пленка, по типу тонировочной. Это позволяет стеклам не рассыпаться и не попадать внутрь автомобиля. Точнее будет сказать рассыпаться меньше. В некоторых видах автоспорта обязательным требованием к автомобилю является специальная сетка на водительское стекло. Она служит чтобы при переворотах руки не вылетали в окно и не было дополнительных травм связанных с этим. Такая сетка стоит от 5000 до 10000р

5. Система пожаротушения.
Это очень важная система для безопасности, т.к. после аварии возможно возгорание масла, бензина рядом с горячими деталями выпуска и т.д. Если пилот по каким-либо причинам не может быстро выбраться из автомобиля это приведет к фатальным последствиям. Система пожаротушения это по сути баллон со специальным составом под давлением и трубки с форсунками которые подводят состав под капот и в салон автомобиля обеспечивая тушение огня. Так же бывают механические подешевле и электрические по дороже. Активируется это тросом или кнопкой как изнутри автомобиля так и снаружи чтобы маршалы тоже могли активировать если экипаж сам не может. Стоимость такой системы от 30000р до 400000р. Требование иметь систему автоматического пожаротушения не является обязательным для всех классов во всех видах автоспорта. В таких случаях применяют обычные огнетушители, объем состава в 2х баллонах на борту автомобиля от 4кг. Огнетушители должны быть надежно закреплены согласно техническим требованиям. Стоимость 2х огнетушителей с креплением 4000р. Так же стоит упомянуть, что в каждом автомобиле обязан быть «выключатель массы». Он отключает все электропитание автомобиля, глушит все системы включая ДВС. К нему есть доступ как снаружи автомобиля так и изнутри.

6. Экипировка.
Экипировка тоже важная часть системы безопасности хотя и не всегда очевидная для зрителя.

Шлем. Одна из самых давних деталей экипировки. Еще в начале прошлого века начали применять подобные устройства. Шлемы бывают открытые и закрытые. Открытые шлемы применяются в основном в ралли и ралли рейдах. Раллийные шлемы очень часто сразу штатно оснащают наушниками и микрофоном являющимися частью системы позволяющей общаться пилоту и штурману. Стоимость шлема с которым допустят на официальное соревнование колеблется от 30000р до 400000р. Зависит от модели, фирмы, веса.

Система защиты шеи HANS и Hybrid. Суть обоих систем одинаковая, они призваны защитить шею от излишнего перемещения при аварии. HANS пристегивается к шлему на специальные клипсы и притягивается все это ремнями безопасности автомобиля. Hybrid устроен чуть сложнее, он одевается и затягивается на теле пилота, 2-лямки крепятся на поясные ремни, а верх как и у HANS пристегивается к шлему. Стоимость HANS от 22000р до 140000р В зависимости от веса, фирмы и модели. Самые легкие версии весят всего 440гр. Стоимость Hybrid от 35000р до 150000р

Перчатки. Перчатки выполняют сразу несколько функций. Во-первых рули в гоночных автомобилях из замши и перчатки имеют специальное покрытие не позволяющее рукам скользить по рулю. Зацеп очень хороший. Во-вторых они защищают руки от мозолей. Но одна из самых главных функций перчаток — защищать руки пилота от огня при пожаре. Это обеспечивается специальными материалами. Стоимость перчаток от 5000р до 20000р

Ботинки. Они тоже защищают при пожаре, а так же должны передавать максимально информации от педалей поэтому они изготавливаются с очень тонкой подошвой. И поверьте, это одна из самых удобных по ощущением пар обуви. Стоимость ботинок от 9000р до 50000р

Комбинезон. Гоночный комбинезон покрывает большую часть тела поэтому он должен в первую очередь обеспечивать защиту от открытого огня и пожара в автомобиле. Для этого он изготавливается из специальных негорючих материалов. Одновременно служащих экраном для тепла и дающим телу хоть как то дышать. Возможность теплового удара во всей этой экипировке вполне реальна особенно в жаркую погоду при физических нагрузках которые испытывает пилот. Стоимость комбинезона от 20000р до 150000р

Нижнее белье, подшлемник, носки. Да да, все обстоит именно так, под комбинезоном находится еще один слой защиты от огня. Причем независимо от того жаркое лето или холодная зима. Это подштанники, водолазка, носки и подшлемник. На ощупь они очень мягкие и приятные некоторые даже для дополнительного освежающего эффекта пропитаны чем то вроде ментолового состава. По идеологии это термобелье только из материала который не горит. Швы как и на перчатках делаются наружу. Есть даже очень дорогие вещи с системой водяного охлаждения! (более 100000р за одну водолазку). Комплект обычного белья обойдется от 15000р до 50000р. На каждой детали экипировки, даже на каждом носке, должна быть бирка со стандартом безопасности международной автомобильной федерации (омологацией), без них техинспекцию перед соревнованием просто не пройти.

Подводим итог о безопасности в гоночных автомобилях. Как вы можете посчитать и увидеть стоит это все очень даже не мало, но именно этими средствами достигается результат и возможность сохранять жизнь и здоровье в тяжелых авариях. Да и весь этот длинный список как бы дорого оно не было спасает к сожалению не всегда. Но количество травм и летальных исходов уменьшает во много раз.

Добавить комментарий