Lister Jaguar Flat Iron — Sonic Trace Club
Lister Jaguar Flat Iron

Lister Jaguar Flat Iron

Словно отлитый из цельного куска металла, HCH 736 больше известный как Флэт Айрон Листер-Ягуар — возможно является одним из самых известных гоночных автомобилей.

BHL 5 начал свою жизнь как один из восьми автомобилей, собранных в 1955-м на частном заводе Bristol Cars. Зарегистрированный под серийным номером HCH 736, автомобиль был куплен Джоном Грином. Заезды гонщиков из его команды: Дэвида Хэмпшира, Питера Скотт-Рассела и Роя Сальвадори были весьма успешны: Хэмпшир одержал победу в двухлитровом классе Гран-При Британии, Скотт-Рассел в Девяти часах Гудвуда, а Сальватори выиграл гонку в двухлитровом классе Castle Combe International и стал третьим в чемпионском зачете.

Для участия в гоночном сезоне 1956-го, BHL 5 был приобретен Остеном Нёрсом, но, в том же году, автомобиль попал в аварию на Британском Гран-При и был серьезно повреждён. В разбитом состоянии Листер был выкуплен Томом Киффином из Equip Devone и Диком Уолшем, который взялся за его восстановление.

На заводе приобрели новую раму, восстановили регистрационные и идентификационные номера, и установили ягуаровский двигатель XK, объемом в 3,442 см3. Специалист по аэродинамике, Том Лукас разработал уникальный алюминиевый дизайн кузова, который претворил в жизнь Маурис Гомм из Byfleet. Именно этот дизайн и дал листеру новое имя — Флэт Айрон.

BHL 5 стал первым частным Листером, получившим поддержку завода. Гоночный дебют собранного заново Ягуара случился в 1957-м, в Гудвуде, под управлением Тома Киффина. В апреле 1958-го, за рулём BHL 5 оказался Брюс Хэлфорд, который выступал в Кубке Sussex в том же Гудвуде, а затем управление Листером перешло к Арчи Скотт-Брауну, который занял третье Место в кубке Британской Империи, состоявшимся в Аултон Парке.

Спустя ещё несколько гонок, в том числе Гран-При для Спортивных машин в Спа-Франкоршам в мае 1958, в которой, кстати, Скотт-Браун погиб управляя другим Листером, уэльский Флэт Айрон отправился во Францию для участия в 24 часах Ле Мана. BHL 5, под управлением Хэлфорда и Брайана Нэйлора, был оснащен заводским короткоходным двигателем объемом в 2,997 кубиков, и сделано это было для того, чтобы точно попасть в ограничения по объему, установленные для участников Чемпионата Мира Спортивных Автомобилей. Пять частных Ягуаров D-type и Листер «Knobbly», которые тоже участвовали в этом заезде, были оснащены такими же двигателями.

Заезд проходил хорошо для Хэлфорда и Гэйлора, лучшим показателем был шестой результат, однако наступившая ночь стала причиной многих проблем. Поломка распредвала, заклинившая коробка передач, неполадки в задних тормозах — всё это случилось с BHL 5. Однако, автомобиль пересек финишную черту, заняв 15-ю позицию и стал первым Листером, и первым трёхлитровым Ягуаром, когда-либо финишировавшим в Ле Мане.

После заезда в Ле Мане, двигатель в BHL 5 сменили на 3,5 литровый, и отправили в Кристал Пэлэс, где с Хэлфордом за рулём он приехал к финишу вторым. Спустя две недели ещё успех — шестой результат в Британском Гран-при в Сильверстоне, а затем череда успешных заездов: третье место в Снеттертоне 27-го июля, ещё одно третье место в Брэндс Хэтче 4-го августа, ещё один третий результат 20-го сентября в Аултон Парке и снова Снеттертон — 12 октября — второе место.

Зимой 58-го, BHL 5 был продан команде Scottish Border Reivers и за рулём Листера оказался молодой, супер-талантливый Джим Кларк, который уже провёл этот год в команде за рулём Ягуара, но D type. D type был продан и команда искала ему замену, поэтому в октябре Кларк вместе с Йеном Скотт-Уоттсоном отправились в Брэндс Хэтч, чтобы протестировать новую машину Lotus для Формулы 2 — 16.

Кларк удивил Колина Чепмена уже в своём самом первом заезде, но ещё больше Чепмен был поражён тогда, когда узнал, что прежде Кларк не только не только не управлял одноместными машинами, но даже никогда не бывал в Брэндс Хэтч!

Несмотря на то, что Кларку была обещано первое свидание с новым Лотусом, 16-я пострадала от отношений с Грэмом Хиллом, когда во время поездки, одно из задних колес решило начать вольную жизнь. Это поставило Скота-Уоттсона и Кларка перед новым выбором. Чепмен предложил Кларку вместо этого место за рулём Elite, и после нескольких кругов, сердце молодого гонщика уже не принадлежало 16-й, поэтому Скотт-Уотсон решил приобрести именно этот Lotus.

Несмотря на то, что автопарк команды Border Reivers пополнился Elit’ом, место автомобиля с большим объёмом двигателя всё ещё пустовало. Джок МакБейн заприметил BHL 5, который был приобретен им за 1500 фунтов. Вскоре, в одно воскресное утро, Кларк и Скотт-Уолсон отправились в Лутон, чтобы забрать новую покупку. Как это часто практиковалось в те дни, автомобиль доставляли до новой базы своим ходом. За рулём находился Кларк и дело чуть не обернулось катастрофой! Пытаясь затормозить в самый первый раз, Джим промахнулся мимо педали тормоза и чудом избежал столкновения с едущим впереди автомобилем!

На трассе, рядом с одной из авиабаз, Кларк догнал Ford Thunderbird с тремя пассажирами. Нажав на педаль акселератора, он обнаружил, что обойти Ford не так уж просто, как он рассчитывал! Подсчитав, что он едет со скоростью примерно в 200 км/ч, Кларк нажал на педаль посильнее, и на последней передаче, раскрутил двигатель примерно до 5,5 тысяч. В тот момент, когда он обошёл Форд, скорость его составляла порядка 250 км/ч.

Кларк писал об этом случае так: «В Thunderbird был водитель и ещё два пассажира. У автомобиля не было наружных зеркал заднего вида, а салонное заслонял пассажир. Это было воскресное утро, и движение на трассе практически отсутствовало. Думаю, что водитель Форда не ожидал того, что кто-нибудь обгонит его, учитывая скорость, с которой он ехал. Представьте ужас на его лице, когда сбоку от него появились выхлопные трубы Листера. И чтобы выражение его лица было именно таким, я не просто обогнал, я пронесся мимо него с огромной скоростью.»

После этой первой поездки, итогом которой чуть не стала авария в самом её начале, первым делом по прибытию BHL 5 на базу Border Reivers в Бервике, стали работы по расширению пространства для водителя и повышению комфорта. Кокпит был расширен путём снятия панелей и подголовника позади водителя.

Первый же гоночный старт для Кларка, стал победным и принёс ему сразу три победы в Малори, 30-го марта 1959. Спустя несколько лет Джим вспоминал: «Листер научил меня многому в гонках, и я получал удовольствие находясь за рулем этой машины. Это был настоящий зверь, злобный, но я не получал больше столько удовольствия ни от одной машины, кроме Астон Мартин, на которых я ездил потом. Когда мы вернулись в Бервик, мы начали модифицировать Листер, и я честно не могу понять, как Брюс ездил в ней. Мы убрали перегородку за спиной водителя, чтобы хоть немного отодвинуть сиденье назад. Моей первой гонкой были заезды в Маллори парке, где я одержал сразу три победы.»

Так случилось, что именно в тот день, в Маллори Парке, любовь всей жизни Кларка, Салли Стоукс, впервые увидела великого гонщика. Как вспоминала Салли: «Я жила в Лайкастершире, и поехала с друзьями, гоночными-энтузиастами в парк. Три гонки из пяти в тот день, выиграл этот незнакомец из Шотландии, в Листере. Он впечатлил абсолютно всех своими гоночными навыками. Сам он никогда не хвалился своими успехами, но его умения проехать тут чуть быстрее, а этот поворот чуть уже, восхищали всех.»

С двигателем, объемом в 3781 кубический сантиметр, Кларк занял 8-е место во втором для автомобиля чемпионате: гонке за Кубок Британский Империи, который состоялся 11 апреля. Спустя неделю, в гонке 200 миль Эйнтри, Кларк приехал 6-ым, а ещё спустя неделю BHL 5 под управлением Джима приехал к финишу первым в Чартерхолле. Два схода: первый 18-го мая в гонке за Кубок Уитсуна в Гудвуде, а второй — 7-го июля в Зандвурте, были разделены победой в Руффорте, 30-го мая.

Затем, 18-го июля, Кларк приехал к финишу четвертым в Гран-При Британии в Эйнтри. Он был вторым в классе свыше 2000 кубиков, и обогнал все остальные Листеры. Первое и второе место заняли Лотусы Хилла и Алана Стэйси, а Джек Брэбэм, на John Coombs’ Cooper Monaco приехал третьим. В этой гонке, Кларк впервые оценил целеустремленность Стирлинга Мосса, находившегося за рулём гоночной машины. С самого старта, где у Мосса произошла заминка, Кларк видел его в своих зеркалах всё ближе и ближе, прежде чем преследование не прервалось из-за поломки Купера Мосса.

Затем было второе место в Маллори Парке 2-го августа, четвертое место в общем зачете и первое в классе 29 августа в Брэндс Хэтч, и победы 13 сентября в Маллори Парке и в Чартерхолле 4-го октября, после схода там же 27-го сентября.

«Я очень многому научился в этих первых гонках» — рассказывал Кларк про гонки на Листере, — «я обнаружил, что это очень живая машина. В тех поворотах, где D-type почти останавливались, я мог проехать на сравнительно высокой скорости! Листер был очень прогрессивным. Он научил меня многому касательно тормозов, в частности тому, что нельзя полностью полагаться на них. Мне приходилось очень внимательно следить за их состоянием, чтобы они работали как нужно. Однажды, я помню, нам предстояло проверить шины перед гонкой. Я заехал на эстакаду, и нажал ногу на педаль тормоза. К моему удивлению, она просто провалилась в пол! Я прокачал и давление вернулось! Вот так мы готовились к гонкам! В тот день я приехал вторым после Грэма Хилла в двухлитровом классе. Я обогнал все остальные Листеры.»

«Управляемость этой машины была потрясающей. Например, на повороте Джерарда в Маллори, можно было направить её в жёсткий поворот, и проехать его не касаясь руля. Если нужно было выйти узко, просто жмёте на газ и зад плавно выравнивается. Благодаря этой машине, я понял, что в гонках, очень много контроля приходится на педаль газа.»

После многочисленных побед Кларка, остаток года за рулём Листера провел Джимми Блумер. Он гонялся на трассах с севера Британии до тех пор, пока Border Reivers не продали Листера Гордону Ли. Во время владения Листером, Ли занял пятое, четвертое и третье место, одно третье место и одну победу в классе, в гонках в Брэнд Хэтче, а также третье место в Кристал Пэлэс 21 мая. На сезон 62-го года, Ли продал BHL 5, вместе с комплектами обтекателей, Ричарду Роттесли.

Роттесли успешно, на клубном уровне, владел автомобилем: на непродолжительное время Листеру был присвоен регистрационный номер RSF 301. Затем Ягуар перешел к Джулиану Содди в 1965, прежде чем вновь воссоединиться с Ли, который заказал на него новый кузов в том же стиле. Безвременная смерть Ли стала причиной продажи Листера Роберту Куперу из Cooper Metals, и за рулем, в 1971-м, оказался Ричард Бонд. Затем, всего на одну гонку, Листер перешел к Энтони Бэмфорду — двигатель Листера взорвался и он вернулся к Куперу.

После этого, прежде чем оказаться в руках бывшего гонщика Формулы 3 и владельца автосалона в Монце, Адельмо Фоссати, Листер побывал во владении у Алена де Каданета и Джузеппе Медичи. Всего через два дня после того момента, как BHL 5 одержал победу для Фосатти в Монце, Адельмо был похищен и за его выкуп требовалась огромная сумма. Больше живым его не видели.

В 81-м, BHL 5 был куплен Джулио Дуббини, который создал в 87-м Coppa d’Italia — Листер дополнил достойную коллекцию, итальянских автомобилей, состоящую в частности из Феррари класса гран-туризмо — все автомобили в коллекции успешно выступали на гоночных трассах. После смерти Джулио в 1990, на важных мероприятиях, таких как Le Mans Classic, за руль BHL 5 садился старший сын Джулио. Листер оставался во владении семьи Дуббини до 2013-го, пока не был куплен Крисом Кейт-Лукасом из CKL Developments для реставрации.

В CKL приложили немало усилий, чтобы воссоздать тот автомобиль, за рулём которого был Джим Кларк. По мере восстановления, BHL 5 участвовал во многих автоспортивных событиях Европы, например Le Mans Classic и Goodwood Revival, одновременно являясь постоянным участником соревнований Motor Racing Legends’ Stirling Moss Trophy. Благодаря своей ранней истории, BHL 5 Также обладает потенциалом для гонок Monaco Historique.

Со свежесобранным двигателем объёмом в 3,8 литра от Pearsons Engineering, BHL 5 в последнее время, обслуживался компанией Martin O’Connell Racing. В соответствии с протоколом FIA HTPs за 2014-й год, оснащённый съемными защитными дугами и каркасом безопасности, BHL 5 является большой частью истории как Lister, так и Джима Кларка, который он называет «автомобилем, научившим его очень многому».

Добавить комментарий