«…Я не лучший механик или водитель…» Роб Дам
Увидеть на парковке у ТЦ четырехсекционную FD почти невероятно. Разве что если вы живете, например, в Новой Зеландии и приехали за стиральным порошком и туалетной бумагой одновременно с Максом Флауэром. Впрочем, даже листая ленту в какой-либо соцсети, помимо «болидов» Мэд Майка, примеров таких машин ничтожно мало. Поэтому сам факт постройки такого автомобиля уже вызывает большой интерес у роторного сообщества. Но что если «взвинтить темп» и поставить перед собой еще более амбициозную задачу? Нет, это не установка шести секций, ведь даже так ты станешь вторым номером после PPRE.
Роторный мир узнал о Робе Даме несколько лет назад назад. Обладатель трехсекционной 835-сильной FD, установившей мировой рекорд в прохождении 1/2 мили среди уличных роторных автомобилей, разогнавшись до 283 км/ч (на 5 км/ч быстрее прежнего рекорда) анонсировал новый амбициозный проект, в который поначалу мало кто верил по-настоящему. Хотя и без рекорда Роб имел определенную известность в автомобильном мире, как владелец Lambo Diablo и, разумеется, FD-рекордсмена.
И вот, два года назад, Роб привез Впервые эту машину на SEMA 2016 и скептики увидели, что проект существует не только на страницах форумов и соцсетей. Машина попала в ленту Speedhunters и как-то выпала из информационного поля. Но, как и два года назад, так и сейчас машина еще в процессе постройки, хотя не проходит и недели, чтобы она не «обрастала» новыми элементами. Да, проект еще не доведен до конца, но можно быть уверенным, что в ближайшем будущем мы увидим машину в действии. Впрочем, то, чем она является на сегодняшний день — более чем достойно внимания. Так давайте же разберемся, чего мы ждем от Роба Дама последние четыре года?
Фанат роторных автомобилей с детства, Роб понимает, что случайных людей среди ротороводов нет.
«Когда мне было семь лет я махал владельцам только что появившихся RX-8, но они смотрели на меня пустыми глазами. Похоже многие из них даже не замечали, что у них роторные двигатели. Но сегодня, я уверен, большинство из нынешних их владельцев — энтузиасты.» Роб Дам.
Но Роб метил куда выше, нежели просто обладать роторным автомобилем. И даже выше, чем обладать автомобилем-рекордсменом, чей рекорд в наше время ненадолго останется непревзойденным. Честно говоря, Роб сделал то, что не делал никто до него и я говорю не о мощности или технических решениях. Причем у Роба нет и не было огромного мешка с деньгами, которые могли бы покрыть любые его желания.
Как справедливо замечал один тренер: «Хочешь быть лучшим в городе — выступай на региональных соревнованиях, хочешь быть лучшим в регионе — езжай «на Россию». И эта логика работает во всем и Робу она, похоже, вполне импонирует. Ведь если ты хочешь иметь быстрейшую роторную машину — равняйся на быстрейшие машины в мире. В «сегодняшнем» мире, где правят бал гибридные «гиперкары», роторным Mazda уже не суждено стать «первым номером». Но может быть кто-то решит с этим поспорить?
Вот именно такой автомобиль перед Вами. Сейчас многие предлагают установить современную «начинку» в классические спорткары прошлого и RX-7 Роба Дама — первая в своем роде. И, разумеется, подобный проект собран не в гаражном кооперативе по вечерам. Построить драгстер, способный побить любой «гиперкар» — этим занимаются очень многие. Но Роб строит машину именно для дорог общего пользования, а это значительное отличие. Причем основная цель — именно рекорд на отрезке в полмили. Сопутствующая — достичь 387 км/ч. Ну и попутно — создать самый быстрый уличный роторный автомобиль.
«В этом была моя задача. Построить что-то безумное, но со своим предназначением».
Правда, есть небольшое «но»: назвать эту машину FD3S, вероятно, будет ошибкой. Кузов RX-7 третьего поколения стал лишь основой, как и в случае с быстрейшими роторными драгстерами родом, например, из Пуэрто-Рико или Австралии — скорее дань уважения модели.
Трехсекционная FD никуда не исчезла из его жизни, но начинать этот проект на ее базе Роб не стал, поскольку кузов был уже в плохом состоянии. Сегодня, он, тем не менее, продолжает работать и над ней, хотя в начале проекта она вполне могла быть распродана по запчастям в случае нехватки собранного бюджета в сумме 100 тысяч долларов.
В итоге бюджет вырос в два раза, но Роб просто затягивает сроки, не расставаясь с «черной». Но хватит о ней, не она героиня нашего повествования.
Машиной в цвете Montego Blue Роб владеет с юношеских лет, она и была той платформой на которой Роб оттачивал свои навыки в работе с автомобилями.
И работа закипела. Пожалуй основной задачей является создание автомобиля в единой концепции, не требующей дальнейшей доработки, как это часто случается в других проектах. Каждый узел изначально прорабатывается так, чтобы не было необходимости что-то менять.
Фактически, эта FD лишилась как передней части кузова, так и всего днища, уступив место трубчатой «раме», на которую и была «надета» оставшаяся часть машины-донора. «От машины остались лобовое стекло и крыша, больше похоже на машины IMSA или для покорения Pikes Peak.» — немного утрирует Роб.
Все остальное полностью собрано «с нуля». Ну, не совсем с нуля. Если приглядеться, то Вас настигнет эффект deja vu… Точно, мы уже видели подобную переднюю подвеску в Hoonicorn! И это не удивительно, ведь Роб обратился за помощью в ее разработке в ASD Motorsports — тем же людям, которые уже создавали подобное решение для Кена Блока.
Конечно, это не идентичные решения, но в целом концепция сходна. Роб, получив чертежи перенес их в AutoCAD, по сути, лично спроектировав переднюю подвеску на основе наработок ASD Motorsports. Ряд советов по ее оптимизации (и в целом по проекту) дал сам Кристиан фон Кёнигсегг, который, как оказалось, и сам в прошлом владел RX-7.
Впрочем, подобное решение — это, по сути, адаптация подвески машин Формулы-1 к реальным дорогам. Что-то было необходимо изготовить с нуля, что-то разумнее было использовать от существующих автомобилей, например ступицы от Chevrolet Corvette ZR1: «Я начал свап на LS, просто с другого конца» — шутит Роб.
Задняя подвеска, естественно, также не заводской конструкции. Кузов в пропорциях похож на заводской, но на самом деле, помимо расширения на 23 см, выполненного в стиле работ Миура-сана, он также и удлинен на 20 см. Вместо окраски кузов полностью оклеен пленкой 3M 1080, «маскирующей» все стыки. «Я хотел, чтобы машина выглядела как FD. Отдать должное этим линиям кузова, которыми болел 15 лет. Самое крутое в этом проекте — заставить выглядеть машину как FD, даже если под ее кожей скрывается что-то куда более зловещее». Роб Дам.
Вслед за Hoonicorn, машина получила то, что раздвигает рамки дозволенного для автомобиля с роторным двигателем — полный привод, ведь когда двигатель развивает тысячу «лошадей» с задним приводом без «проклееного» драг-стрипа — это, скорее, испытание для водителя, нежели уместная мощность.
И это не пустые слова, ведь Роб ориентируется на отдачу в 1200 л.с. в «повседневной» настройке и монструозных… 1800 л.с. с «гоночной» прошивкой на спортивном бензине! Вдумайтесь, это больше чем у Bugatti Chiron! А по соотношению веса к мощности эта машина превосходит у Koenigsegg One:1. Управление двигателем с такой мощностью — это только одна из задач, которые нужно было решить.
Каким бы ни было мастерство водителя, остаться один на один с этим безумием — уже не отвага, а легкомыслие, поэтому машине, разумеется, необходимы система стабилизации, система контроля тяги (или, проще говоря, трекшн-контроль) и лаунч-контроль. Поэтому за основу был взят модульный ECU Adaptronic M2000, поддерживающий расширение функционала «бортовой электроники».
Вслед за уверенным набором скорости, хочется не менее уверенного торможения и в этом деле Робу помогу передние 14-дюймовые перфорированные тормозные диски с шестипоршневыми суппортами Wilwood. В каждой хорошей машине есть что-то немецкое и эта RX-7 — не исключение. Передним редуктором поделилась BMW M3 в 36-кузове, в который был установлен LSD от Wavetech, а задним — от IRS. Караны и приводные валы — карбоновые.
Данный проект — результат сочетания трудов многих именитых производителей и двигатель (точнее комплект для его сборки) Роб приобрел у новозеландцев из Precision Engineering (я не зря упомянул о четырехсекционной машине Макса Флауэра в начале статьи с двигателем от этой же мастерской). И хотя пишу я об этом в почти в последнюю очередь, приобретение стало, пожалуй, одним из первых.
«Я ни в коем случае не отрицаю того, что купить уже собранный и настроенный двигатель у PPRE — разумно и просто. Но мне хотелось собрать двигатель самостоятельно и гордиться, что все это начало работать при моем непосредственном участии» — Роб Дам. Переварить мощность двигателя возложили на полученную автралийской компании Hollinger секвентальую шестиступенчатую трансмиссию модели RD-6. Решение уже неоднократно проверенное, в том числе и PanSpeed.
Причем с двигателем была связана крайне неприятная для Роба история. Дело в том, что посылка из Новой Зеландии была просто утеряна UPS, которая категорически не собиралась возмещать Робу потери, и, после того как Роб уже обсуждал с владельцем Precision Engineering Джеффом Брюсом изготовление и отправки еще одного двигателя, подписчица Роба обратила внимание, что на Ebay продаются запчасти для точно такого же четырехсекционного мотора, что Роб приобрел у Precision. Поскольку моторов в подобной конфигурации всего четыре и три из них установлены в знакомых Робу машинах — ситуация была очевидна. Разбирательство показало, что продавец выкупил их со склада утерянных товаров UPS. Почтовая служба просто отмахнулась от Роба, поскольку уже продала этот товар согласно процедуре и ему оставалось лишь еще раз купить свой же мотор у нынешнего владельца. Так этот двигатель вместо 10000 долларов обошелся ему в 20000… И Роб по сей день пытается заставить UPS возместить ему потери.
Написав все это я не могу отделаться от ощущения, что этот автомобиль выходит за рамки разумного. Все это по отдельности мы видели во многих машинах, но все вместе это, похоже, создает нечто гораздо большее, чем мы можем ожидать. Роб дал машине имя «Ахура». Может быть, название звучит несколько самонадеянно, но, с другой стороны, возможно, мы являемся свидетелями рождения нового «божества» пантеона лучших роторных автомобилей!