Торпедоносцы — SONIC TRACE CLUB
Торпедоносцы

Торпедоносцы

Запрещенные в кольцевых мотогонках более полувека назад, они вернулись стараниями кастомайзеров. В качестве редкого, но от того еще более эффектного приема, способного порвать любые шаблоны.

Хуже бюрократов полицейских — только бюрократы спортивные. Если бы не стремление чиновников FIM тащить и не пущать, спортбайки наших дней были бы 8-цилиндровыми, с турбонаддувом, 14-ступенчатыми трансмиссиями. И с обтекателями, полностью закрывающими переднюю часть мотоцикла, включая колесо. Например, Airtech предлагает несколько видов таких обтекателей, включая реплики скорлуп Gilera 125, MV Agusta и NSU Sportmax. Естественно, в виде неотесанных заготовок.

На самом деле запрет использования таких обтекателей в кольцевых мотогонках с 1958 года не прекратил их существование на гражданской технике. Особенно среди граждан полицаев. Такие обтекатели периодически ставились и в 60-е, и в 70-е годы — да и в свободной продаже были не редкостью (особо преуспели в этом британские Avon и DMD) — и были вытеснены лишь благодаря повсеместному распространению полуобтекателей.

Почему последние победили — несмотря на меньшую эффективность? Ну, во-первых, вес и стоимость: стеклопластик в те времена не умели делать тонким, а дешевые термопласты еще не вошли в обиход. Во-вторых, абсолютное большинство мотоциклов тех лет имело воздушное охлаждение — а «дастбины» (dustbin fairing — «мусорные ящики», так прозвали эти конструкции еще в 50-е; впрочем, часто встречался и встречается и термин torpedo fairing) отсекают не только вредный, но и полезный воздушный поток. В-третьих и в-главных — каноны мотомоды предполагали, что мотоцикл должен выглядеть максимально воздушно, по крайней мере, мотоциклы, претендующие на спортивность. Нарождавшиеся же в 70-е гран-туризмо были еще недостаточно «гран», чтобы быть с такими обтекателями нечувствительными к боковому ветру.

Но идея (как и запрещенный в мотогонках за 10 лет до «торпед» наддув) не канула в Лету. Хотя долгие годы и оставалась уделом рекордных мотоциклов (в том числе для «длинных» дистанций — например Elf R 1986 года). Ну и аппаратов для ретрогонок, само собой. Но несколько лет назад эта идея начала осенять любителей кафе-рейсеров. А что? Простой способ выделиться среди себе подобных, приехав на кафешнике (а то и почти стоковом BSA 60-х) пусть менее навороченном, нежели у других, зато с во-от таким фотонным отражателем во всю морду.

Способ действительно простой. В подавляющем большинстве случаев люди не морочатся с пластилином и матрицами, а берут за основу готовую кузовщину. Иногда аутентичную (скажем, Avon Streamliner), но чаще — новодел. Например, скорлупу американской Airtech, производящей кучу стеклопластиковых обвесов в самой разной стилистике. У нее аж пять вариантов «торпед»: три реплики гоночных обтекателей 50-х и два варианта для полноразмерных мотоциклов, налезающие даже на СВ750.

Скорлупа Airtech DBL1 была использована и в нашумевшем на осеннем ЧМ по кастомайзингу ретродрегстере французского Lucky Cat Garage. Вот только модификации были нешуточными. Где надо нарастили, где не надо срезали — а главное, как следует заузили, чтобы выставить наружу для надлежащего охлаждения (и лучшего вида, чего уж там) головки цилиндров оппозита. Собственно, именно проблемы с охлаждением двигателя — ахиллесова пята «дастбинов» — чаще всего и вынуждают кастомайзеров морочиться с доработками обтекателя. Нередко с использованием воздухозаборников от обтекателей других мотоциклов (включая современные), а при постройке аппарата в стиле 70-х — и воздухозаборников NACA-type из формульных каталогов. Пожалуй, самый эффектный обтекатель такого типа ставился в 62-65-м на… полицейскую Jawa 350. В комплекте с не менее стильными боковыми кофрами.

А то и из кусков самолетной обшивки с авиационных кладбищ. Тем более что редко, но встречается использование торпеды в качестве дизельпанкового приема. И тут никакой фибергласс не пройдет — только алюминий, только хардкор. Но и в этом случае необязательно морочиться, выстукивая обтекатель с нуля: трудолюбивые итальянские дедушки до сих пор предлагают новодельные алюминиевые обтекатели для гоночных мотоциклов 50-х. В том числе торпеды, особо широко применявшиеся как раз итальянскими командами. И среди прочего, гоночные торпеды (в отличие от гражданских британского происхождения) часто примечательны тем, что закрывают, помимо двигателя и колеса, еще и клипоны, а это дополнительные возможности для творчества, особенно в жанре ретрофутуро.

Простор для творчества действительно немалый. И не только по части актуального, но и небюджетного дизель-панка. Кафешники с дастбинами бывают увешанными и другими заимствованиями из мира рекордных мотоциклов, например, мягкой обивкой верхней части бака для комфорта в лежачем положении седока. Или в сочетании с не только коротким хвостом, но и тщательно очищенной от кронштейнов и электрики средней части рамы — благо тут есть куда спрятать мозолящие глаз потроха. А некоторые пошли совсем иным путем. Cовместив «торпеду» (как правило, реплику DMD Streamliner за 325 фунтов плюс 45 за стекло) со стеклопластиковыми кофрами в стиле 60-х, более мелкими аксессуарами из тех лет — и небольшим дропом, они получили новый подвид resto-mod-направления, не без ехидства прозванный кафе-бэггерами.

А недавно FIM отменила запрет на такие обтекатели для кольца. Правда, только для электрических мотоциклов. Случайно или нет, но почти одновременно начали появляться — сначала в виде рисунков, а в последние месяцы и на стапелях мастерских — проекты нового поколения. Уже в стилистике 80-х (точнее, переосмыслении тех мотивов на новый лад), а то и откровенно футуристичных. Еще бы: такой обтекатель, помимо прочего, дает возможность замаскировать не только унылость новодельного движка, но и убогость передней части рамы. А то и получить мотоцикл на стиле из, мягко говоря, не самого подходящего донора. Так что логичным будет предположить новый виток эволюции этого весьма экзотического решения. Хотя, безусловно, подобные машины обречены остаться в меньшинстве — но тем и привлекательна идея, гарантирующая необычность дизайна твоему аппарату, а значит, и интерес к нему у любого бара.

Добавить комментарий