Строго говоря, адекватного перевода для термина shooting brake в русском языке нет: даже переводчик google, который прекрасно знает, что такое «трехдверный универсал», порой выдает дичь типа вынесенной в заголовок. Между тем, слово «стреляй» стало одной из частей этого термина отнюдь неспроста. По наиболее распространенной версии, один из самых элегантных типов кузова в мире появился как раз по инициативе охотников.
Причем придумали такую повозку еще тогда, когда автомобиль проходил по разряду экстравагантной технической новинки без будущего: в конце позапрошлого века так называли карету с кузовом увеличенной вместимости, предназначенную для перевозки охотников, всей их амуниции и, само собой, трофеев. Можно предположить, что палили они по предполагаемой добыче прямо из повозки – отсюда и стрельба в названии. Автомобиль, как исторический наследник кареты, среди прочих получил и этот кузов тоже, но со временем shooting brake был вытеснен обычным универсалом.
Однако, он остался как в сердцах современных дизайнеров, которые периодически приспосабливают словечко shooting brake к самым разным суперкарам, так и в линейках некоторых производителей. Последние, впрочем – например, Mercedes-Benz – предпочитают именовать этим термином традиционный пятидверный универсал чуть более спортивной, чем обычно, внешности. В последнее время поговаривают, что идея выпустить на рынок shooting brake овладела даже таким апологетом массового рынка, как Volkswagen. Мы же решили вспомнить несколько примечательных «шутинг-брейков» из золотого века этого типа кузова.
Ferrari 365 GTB/4 Daytona
Да-да, нашумевший в свое время Ferrari FF имеет вполне исторические корни. Хотя, если честно, сама фирма Ferrari к этому удивительному образцу 356 отношения не имеет, без итальянцев здесь не обошлось. Идея «шутинг-брейка» на базе этого GTB/4 в начале 70-х годов пришла архитектору из Флориды Роберту Джиттлману, который весьма уважал Ferrari и очень горевал по поводу того, что в линейке этой марки отсутствуют весьма импонировавшие ему «шутинг-брейки».
Своей бедою он поделился с одним из дилеров Ferrari – Луиджи Чинетти-младшим, который заправлял компанией Chinetti Motors. Тот, собственно, не чурался автомобильного дизайна и набросал проект трехдверного универсала, который вместе с донорской Daytona 1972 года отправился в британскую мастерскую Panther Westwinds. От исходного спорткара тут, пожалуй, только шасси, двигатель, передние стойки кузова и лобовое стекло – все остальное подверглось суровой переделке. Сейчас единственный в своем роде Ferrari 365 GTB/4 Daytona Shooting Brake оценивается примерно в миллион долларов.
Aston Martin DB5/DB6
А честь создания красивейшего Shooting Brake на базе Aston Martin DB5 принадлежит самому Джеймсу Брауну – главе фирмы. Рассказывают, что большой поклонник охоты, Браун был крайне недоволен тем, что в стандартный DB5 не помещается весь его походный инвентарь, а охотничья собака грызет дорогие кожаные сиденья. Однажды Джеймс якобы приволок пса на собрание директоров Aston Martin, взгромоздил его на стол и заявил – «Придумайте, так и разэдак, хоть что-нибудь, чтобы я мог возить его с собой!»
Было это в 1965 году. Ошарашенные инженеры, как и было заказано, спроектировали универсал, который оказался настолько впечатляющим, что некоторые клиенты Aston Martin изъявили желание обзавестись чем-то подобным. Производство кузовов для новинки передали дружественному ателье Redford, так как сама фирма в то время была завалена заказами на купе DB5 – на экраны только-только вышел «Голдфингер», и этот спорткар уже превращался в «автомобиль Джеймса Бонда»… Впрочем, DB5 стал базой только для 12 шутинг-брейков, причем четыре из них имели левый руль. И сейчас они ценятся чрезвычайно высоко – до 1,5-1,7 млн долларов. Позже, к слову, то же ателье Redford построило четыре универсала на базе новой модели, DB6.
Porsche 928-4
Сейчас серийным «шутинг-брейком» в линейке Porsche официально считается универсал Panamera Sport Turismo. Однако, значится в биографии марки и четырехместный вариант в классическом трехдверном кузове – прототип 928-4, построенный инженерами Центра специальных разработок Porshce в Вайссахе в 1984 году.
От донорской модели 928 S он отличался 25-сантиметровым удлинением, причем большая часть этой добавки досталась задним пассажирам. Кузов получил новый дизайн задней части, увеличенные дверные проемы и по-иному расположенные задние стойки, а вот серийных перспектив проекту не досталось. Зато он был весьма быстр: пятилитровый 310-сильный V8 разгонял машину весом 1 625 кг до 260 км/ч.
По официальным данным, 19 сентября 1984 года прототип 928-4 подарили Ферри Порше на 75-летний юбилей. Сейчас шутинг-брейк находится в заводском музее.
Pontiac Firebird Kammback
Совершенно верно: с той стороны океана тоже порой увлекались различными кузовными экспериментами. Всунуть какой-нибудь местный спорткар в кузов типа shooting brake пытались регулярно: этого не избежали ни Ford Mustang, ни Chevrolet Corvette, ни, как легко заметить, Pontiac Firebird. До серийного производства этот вариант, впрочем, тоже не добрался, хотя концерн на ранних этапах разработки всерьез на это рассчитывал.
Под руководством тогдашнего шеф-стилиста GM Дэвида Холла было построено два стеклопластиковых прототипа, а в металле проект был воплощен, как ни странно, итальянским ателье Pininfarina. Случилось это в 1977 году. Правда, уже имея на руках демонстрационные образцы, руководство концерна посчитало, что в серии такие спорткары окажутся чересчур дорогими, и перспективные шутинг-брейки убрали с глаз долой. В 1985 году была предпринята еще одна попытка разработать более практичный вариант масл-кара – и тоже неудачно.
Volvo P1800ES
Пожалуй, один из немногих действительно серийных шутинг-брейков середины второй половины XX века – этим и примечательный. Постройкой весьма смелого для европейского рынка автомобиля компания Volvo отпраздновала завершение производства спорткупе P1800 – весьма успешного спорткара, который выпускался более 10 лет.
Сам же шутинг-брейк в Volvo собирали два года, успев распродать за это время чуть более 8 тысяч машин. Универсал оснащался тем же двухлитровым мотором, что и купе, но на шутинг-брейке он развивал 125 л.с. – на пять «лошадей» меньше. Одной из дизайнерских «фишек», придуманных стилистом Яном Вильсгаардом, стала полностью стеклянная третья дверь. Помните небольшой хэтчбек Volvo C30? Свою крышку багажника он унаследовал как раз у P1800ES.