Jaguar E-Type по праву считается одним из самых красивых автомобилей в истории. Такому специалисту по автомобильной красоте, как Энцо Феррари, вполне можно доверять, а ведь именно он впервые озвучил эту небанальную идею. E-Type благодаря своим достоинствам превратился в одну из самых известных моделей британской марки, оказал неизгладимое влияние на ее развитие и спортивные успехи, и прочая, и прочая. Культовый спорткар настолько плотно прописался в автомобильной истории и душах всех поклонников классических автомобилей, что попытки вернуть его к жизни предпринимаются регулярно – как самой компанией, так и отдельными энтузиастами. Немало шуму наделал пару лет назад, например, проект возрождения E-Type силами исторического подразделения марки. Правда, был он, скорее, имиджевым, но своих целей в Jaguar добились: и денег заработали, и внимание публики к славной своей истории привлекли.
Проект Reborn подразумевает восстановление до заводского состояния «и-тайпов», больше похожих на груду ржавчины. Специалисты Jaguar выкупают такие купе и по оригинальным технологиям с применением оригинальных же запчастей и технических процессов доводят их до кондиции.
Когда в 2017 году британцы демонстрировали первый образец восстановленного таким образом E-Type Fixed Head Coupe 1965 года (на момент начала работ на одометре найденного в Калифорнии образца значилось 78 тысяч миль), они заявляли, что в таком состоянии купе способно выиграть любой конкурс ретрокаров. В рамках проекта британцы собираются восстановить 10 машин и продать каждую примерно за 285 000 фунтов.
В том же самом году в Jaguar дали E-Type еще один шанс на возрождение – на этот раз электрический. Родстер, появившийся на свет в 1968 году, переделали в электромобиль, оснастив классический спорткар всем, чем полагается – батареей, электромотором и прочими компонентами современной жизни. В фирме особо отметили, что использовали для новой силовой установки только штатные места, практически не модифицировав кузов и сохранив исходную развесовку. Правда, в классическом салоне в процессе трансформации появились цифровая приборная панель, современная мультимедийная система и ряд совершенно не свойственных ранее родстеру переключателей.
Пользуется ли спросом такое осовремененное нечто, неизвестно, но фирма считает, что подобным образом может примирить с неизбежной электрификацией наиболее упертых поклонников. К слову, аналогичный проект по переводу на электротягу собственной классики есть и у Aston Martin.
А за три года до этих событий в Jaguar экспериментировали с облегченной версией классической модели, известной под названием Lightweight. В 1963 году британцы разработали особую модификацию E-Type с деталями кузова из алюминиевых сплавов, предназначенную для гоночных трасс. Предполагалось, что со стапелей Jaguar сойдет 18 машин, но по ряду причин было собрано лишь 12 (плюс в Jaguar успели изготовить два запасных кузова).
Особых успехов в гонках E-Type Lightweight не снискал, но частью истории стать успел. Поэтому в 2014 году в Jaguar объявили, что намерены дособрать оставшиеся шесть машин – естественно, по спецификациям начала шестидесятых и, естественно, специально для ценителей: заявленная стоимость каждого воссозданного купе составляла 1,2 млн евро.
Пользуется вниманием Jaguar E-Type и у частников-кастомайзеров, которые изредка неожиданно решают стать производителями. До прошлой недели самым известным проектом на эту тему был Eagle E-Type – несколько моделей с разными кузовами в стиле «и-тайпа», которые придумали и не спеша строили в одноименной реставрационной мастерской в британском графстве Сассекс.
Весьма продуманные и современные с технической точки зрения купе и родстеры у E-Type переняли только основные обводы кузова, а собирают их практически вручную и действительно не торопясь – на одну машину может уходить до семи тысяч человекочасов. Продают же свои творения британцы примерно по миллиону евро. Напоминает историю ателье Singer, верно?
А на днях в Монтерее дебютировал уникальный проект Owl226 от ателье Diez Concept и лично Марко Диеза. Объектом их пристального внимания стала еще одна редкая модификация Jaguar E-Type – пожалуй, самый редкий Jaguar в мире. Jaguar E-Type Low Drag Coupe появился на свет в начале шестидесятых, и, насколько известно, существует в единственном экземпляре. В «Ягуаре», как уже было отмечено, тогда пытались отправить E-Type на гоночные трассы продолжать славную историю D-Type, и Low Drag построили в ходе эксперимента по снижению веса спорткара.
Кузов из алюминия вместо стали, стекла из плексигласа, доработанная аэродинамика (включая более лихо заваленное лобовое стекло), форсированный двигатель – чем не победитель? Однако, тестирование показало, что спорткар отличается крайней неустойчивостью на высоких скоростях, поэтому его сначала отправили на склад, а позже сбыли с рук, продав гонщику Дику Протеро. С тех пор уникальный Jaguar успел сменить несколько владельцев и сейчас, как принято считать, хранится в коллекции Макала Уитмена Пирсона, четвертого виконта Каудри все в том же Сассексе.
Что до Diez Concepts, парням, видимо, всерьез не давала покоя идея начать строить классические «Ягуары»: на создание современной версии Low Drag у них ушло… восемь лет! Даже использованные при сборке винты были изготовлены специально для проекта. Купе со скрупулезно воссозданным кузовом оснащено классической рядной «шестеркой» классического объема 3,8 л с карбюраторами Weber, которая развивает около 380 л.с. Салон купе также выполнен по оригинальным лекалам, но, понятное дело, оформлен при помощи современных материалов и вообще – куда больше похож на салон, чем кабина оригинального Low Drag Coupe, из которой в процессе борьбы с лишним весом выбрасывали все, до чего дотягивались руки.
Своих планов по тиражированию Low Drag Марко Диез пока не раскрывает. Но не приходится сомневаться, что Jaguar E-Type еще многие годы будет вдохновлять строителей рестомодов – ведь это действительно один из самых красивых автомобилей в мире.