Как строят гоночные автомобили. Тормоза. — SONIC TRACE CLUB
Как строят гоночные автомобили. Тормоза.

Как строят гоночные автомобили. Тормоза.

Кто то говорит, что тормоза придумали трусы, но на самом деле тормоза придумали гонщики, чтобы ездить быстрее! Все тормозные механизмы которые сейчас используются на автомобилях так или иначе когда то были изобретены и опробованы в гонках. Почему хорошие тормоза позволяют проходить трассу быстрее, думаем, пояснять не нужно. Рассмотрим элементы хорошей тормозной системы. Это конечно не всегда так из-за бюджета, технических ограничений и т.д.

Главный тормозной цилиндр.

Изначально когда просчитывают тормозную систему очень важным параметром являются диаметры цилиндров. Главный тормозной может быть 1, как на большинстве обычных автомобилей, или же 2. В гоночных автомобилях не часто применяют диагональную систему, поэтому контур у передних свой у задних свой. Поэтому когда главных цилиндра 2, то каждый отвечает за свой контур. Если тормозную систему переделывают глобально, то вакуумный усилитель всегда убирают, а диаметры цилиндров меняют. Это позволяет гонщику регулировать торможение в большей степени усилием, а не ходом педали. На фото из кольцевого Seat TСR видно, как это исполнено. Причем баланс регулируется с помощью крутилки, которая по средствам троса крутит эту планку смещая баланс.

Тормозные трубки и шланги.

Трубки проходящие по салону бывают из армированных шлангов, бывают медные. Через моторный щит они проходят через специальные соединители (фитинги), выходят в арки колес или рядом так же. На суппорты приходят армированные шланги которые в ралли часто дополнительно защищают гофрами. Это позволяет делать тормозную систему более защищенной, надежной, а так же уменьшает ход педали и делает тормоза четче.

Регулятор.

Регулятор отвечает за распределение тормозных сил между осями когда в автомобиле один тормозной цилиндр и регулировка осуществляется перекрытием сечения шланга на задние тормоза. Бывают крутилки или флажки.

Гидроручник.

Это штука которая встречается в ралли и ралли кроссе, в кольце такими вещами не пользуются. Суть в своем цилиндре и удобной рукоятке. Гидроручник воздействует на задние дисковые тормоза гораздо эффективнее тросиков, используемых в гражданских автомобилях.

Тормозные суппорты.

Гоночные тормозные суппорты многопоршневые и подбираются по диаметрам поршней при расчете тормозной системы. Сами суппорты жестче, легче и с другими размерами колодок.

Тормозные диски.

На дорогих и быстрых гоночных машинах они составные. Существуют так же плавающие составные, они дополнительно позволяют компенсировать температурные деформации. Чаще всего используют диски с насечками позволяющими лучше отводить продукты износа. Перфорация реже, так как является концентратором напряжений и трескаются диски чаще по этим местам. Внутри диска каналы создаются для лучшего охлаждения диска при вращении и могут по форме и направлению сильно отличаться от гражданских дисков. Применение составных дисков так же позволяет менять диаметр диска не меняя ступичную часть. Из бюджетных соображений применяются и обычные диски, порой с обычными суппортами, но чаще с насечками и с улучшенными характеристиками, хотя материал все равно всегда чугун.

Тормозные колодки.

Тормозные колодки конечно же тоже имеют другие составы. Для понимания отличия гражданских от гоночных можно посмотреть график (в галерее внизу) коэффициента сцепления колодок с диском в зависимости от температуры, одного из известных производителей. Причем те, что здесь по графику снизу (выделено красным цветом) — это не просто гражданская колодка, это уже тюнинговый состав с улучшенными характеристиками относительно стока. Как видно из графика коэффициент выше и стабильнее в рабочем диапазоне. Рабочий диапазон сдвинут туда, где гражданская колодка давно перестала работать.

Дополнительные устройства охлаждения.

Устройства это конечно громко сказано, обычно это воздушный шлаг подводящий воздух с забором из зоны высокого давления воздуха в районе переднего бампера к суппорту и диску. В хороших исполнениях есть специальный кожух к которому это подсоединено. Существуют в природе и варианты жидкостного охлаждения суппортов. В гонках грузовиков разрешен впрыск воды на тормозные механизмы поэтому при торможении идет много пара. Но все же это скорее экзотика.

Тормозная жидкость.

Ну и тормозные жидкости в спорте соответственно применяются специальные гоночные, которые имеют более высокую температуру закипания.

И в конце пару слов про керамические тормоза.

Коэффициент трения выше и при температуре меняется меньше, вес меньше, соответственно неподрессоренные массы ниже. До прогрева до рабочих температур тормозят малоэффективно. Цена комплекта керамических дисков с колодками может быть около 10000 долларов за ось. Поэтому повсеместного применения нет.

Добавить комментарий