Каждый, кто хоть раз отправлялся за рулём в дальнюю поездку, знает, насколько это утомительно — провести несколько часов, управляя автомобилем. А теперь представьте, что делать это нужно не в комфортном кресле в кондиционированном воздухе и под любимую музыку, а в огнеупорном комбинезоне в пышущем жаром кокпите гоночной машины, будучи притянутым ремнями безопасности к жёсткому ложементу сиденья и на скорости за 200 км/ч, когда вокруг десятки таких же безумцев, желающих тебя обогнать. И так — от двух до 24 часов.
Естественно, что неподготовленный организм с таким испытанием не справится. Да и тренированный человек тоже не сможет показывать всё, на что он способен, если у него не окажется надёжного и верного помощника, который может и дать совет, и подсобить дело в решении возникающих проблем. В команде SMP Racing, которая выступает в гонках спорткаров и спортпрототипов, таким незаменимым человеком является Роман Вуколов — массажист, которого высоко ценят не только российские гонщики, но и зарубежные пилоты.
За плечами у Романа огромный опыт, ведь массажем он занимается уже более 20 лет. За эти годы через руки специалиста прошло множество людей, включая тех, кого вы каждый день видите по телевизору и даже тех, чьё имя вслух лучше не называть. Согласитесь, трудно найти более подходящую рекомендацию для профессионала? Но в последние 4 года фамилия «Вуколов» стала своеобразным знаком качества и в паддоке гоночных серий.
«Так получилось, что ко мне обратился молодой человек, у которого были проблемы со спиной. Выяснилось, что он занимается гонками и ему порекомендовали меня как хорошего специалиста. В итоге всё вылилось в сотрудничество с программой Kaspersky Motorsport», — рассказывает Роман.
Джанкарло Физикелла, Мигель Молина, Джеймс Каладо — вот только некоторые имена из многочисленного списка итальянских, французских, испанских, португальских и британских гонщиков, с которыми довелось поработать российскому массажисту на гоночных трассах.
«Kaspersky Motorsport в гонках GT работает с командой AF Corse. AF Corse — это Ferrari, у которой обширная клиентская программа и очень много гонщиков, так что постепенно, у меня появились связи в гоночном паддоке. А поскольку я стал чуть ли не первым и долгое время оставался единственным массажистов в этих гонках, то ко мне впоследствии стали обращаться за помощью и пилоты совсем других команд», — отмечает специалист.
Стали бы вы помогать своим соперникам? Многие бы ответили отрицательно, но не Вуколов. Ну как врач может отказать в помощи человеку, который в не нуждается? Поэтому Роман как истинный доктор и просто человек широкой русской души придерживается очень простой и понятной стратегии: «Соперники есть на гоночной трассе, а за её пределами нет никакого соперничества». Так что за к российскому массажисту буквально не зарастала народная тропа из обитателей паддока гонок GT.
«Российских специалистов иностранные пилоты очень ценят и рекомендуют друг другу. Всё дело в том, что школа российского массажа намного богаче, функциональнее и глубже — мы более разносторонне подходим к процессу, чем, например, французские специалисты, за работой которых я мог наблюдать. Там, где, грубо говоря, руками можно решить проблему за пару-тройку минут, европейцы прибегают к медикаментозному лечению и процесс затягивается», — делится Роман.
Соблюдая медицинскую этику, массажист не комментирует работу коллег, но не без гордости отмечает несколько эпизодов из своей гоночной биографии. Во-первых, очень часто к нему обращаются те пилоты, которые остались недовольны работой европейских массажистов. Во-вторых, сами европейские специалисты нет-нет да и спросят совета, а то и просто, понаблюдав за тем, как Вуколов помогает гонщикам, перенимают методики. Пожалуй, лучшего подтверждения уровня мастерства нашего соотечественника не найти! Отметил это и президент программы развития российского автоспорта SMP Racing Дмитрий Саморуков, который пригласил Романа к работе с командой SMP Racing, членам которой сейчас и помогает массажист.
При этом функционал специалиста намного более разнообразен, чем можно было бы представить со стороны — это не просто массажист и не физиотерапевт, как обычно называют такого человека в иностранных командах. Это на самом деле врач спортивной медицины широкого профиля.
«Как медик я обязан уметь многое — от оказания первой помощи человеку с какими-то травмами и, допустим, выдачи таблеток тому, кто жалуется на какие-то проблемы со здоровьем, до работы с организмом конкретного пилота в конкретных условиях с решением конкретных задач самого гонщика или команды. Конечно, я не брошу человека без помощи и помогу ему здесь и сейчас если не вылечиться полностью, то хотя бы дождаться помощи со стороны более узкого специалиста», — комментирует Роман.
Но, конечно, на максимальную эффективность работы Вуколова может рассчитывать только тот, кто работает с ним постоянно. И дело тут не в контрактных обязательствах с командой, а снова в тех же отличиях российской и зарубежной школ спортивной медицины.
«Я вижу работу своих зарубежных коллег и не могу сказать ничего плохого. Они прекрасно знают своё дело, очень дотошны и по-хорошему занудны в том, что касается взаимодействия с пилотами, но есть одно «но». Они с человеком работают только во время гоночного уик-энда и, к сожалению, такой подход всё же не может дать самого оптимального результата. Я же придерживаюсь тактики постоянного взаимодействия с гонщиком и поэтому знаю об их здоровье всё в конкретный момент. Например, у одного есть проблемы с шеей, другой восстанавливается после травмы и его мышцы требуют более пристального внимания, третьему необходим особый подход из-за больного желудка», — говорит Роман.
В качестве примера россиянин приводит вполне безобидную ситуацию, когда врач, не зная особенностей здоровья пилота, который пришёл к нему, допустим, с жалобами на боль в животе, может дать таблетку от желудка, привычную при подобных недомоганиях. А человеку станет от этого только хуже, потому что у него есть другие проблемы, которые это лекарство усугубило. Именно поэтому общие рекомендации от специалиста, не наблюдающего гонщика постоянно, априори менее эффективны, чем от врача, который постоянно работает со своими подопечными.
«Со своими советами я никогда не лезу к человеку. Ну просто представьте себе, если к вам подойдёт врач, скажет «Брат, вот у тебя то-то и то-то» и уйдёт. А вы в это время будете думать «А что это он вообще мне сказал? А как с этим быть? А не умру я завтра?» — в итоге вы и не решили те проблемы, которые есть, и создали дополнительные, потому что неспециалист себе забивает голову ненужными страхами и тревогами, просто из-за того, что вы ему обратили внимание на то, что понятно и очевидно только вам как медику.
Совсем другое дело, если ко мне обращается гонщик с конкретными жалобами. Мы начинаем работать, я понимаю все проблемы, которые есть в организме и уже исходя из особенностей каждого конкретного человека начинаю работать над тем, чтобы поправить здоровье», — поясняет Роман.
И немалую роль в эффективности взаимодействия специалиста и гонщика играют психология и, как ни странно, менталитет.
«Разница в том, как относятся к массажу европейские пилоты и российские есть. У иностранцев это уже неотъемлемая часть автоспорта, а у нас к этому только начинают привыкать. И, конечно, далеко не каждому нашему соотечественнику легко принять то, что его сейчас будет трогать какой-то мужчина, пусть он даже и врач.
Всё это нужно учитывать, работая с человеком. Кто-то прекрасно понимает необходимость таких процедур, но по натуре он очень не любит, когда к нему прикасаются другие люди. Другой может относиться к тебе с опаской, потому что либо у него уже был какой-то негативный опыт работы с массажистами, либо он просто тебя не знает и поэтому не доверяет. В нашей работе очень важно доверие, которое появляется со временем», — уточняет Роман.
Без доверия, например, было бы невозможно выполнять рекомендации, которые специалисты дают гонщика для подготовки к гонке.
«Все пилоты — спортсмены, они постоянно занимаются спортом, соблюдают диету, так что с этим проблем не возникает. Но важно за пару дней до гонки перейти на правильное питание. Нельзя просто приехать на трассу и начать гонять, особенно когда речь идёт о многочасовых заездах. За несколько дней до начала уик-энда мы приступаем к подготовке к гонке, переходя на такое питание, которое позволяет запасти в организме энергию.
Конечно, желательно подбирать питание не самостоятельно, а со специалистом, который хорошо знает конкретного человека — в курсе его проблем со здоровьем, понимает особенности его организма. Лично я уже неплохо знаю ребят из SMP Racing, поскольку езжу с ними достаточно долгое время и понимаю, что кому требуется», — не раскрывает всех секретов Роман.
Исходя из этих слов можно сделать вывод — не верьте тем «специалистам», которых в последнее развелось очень много, обещающих составить вам программу правильного питания через Интернет. Если «знаток» не знает человека и не имеет информации о его здоровье, то благие вроде бы советы могут привести к проблемам!
Но для российского массажиста, который тесно интегрирован в команду, таких проблем нет — каждого своего подопечного он знает и понимает его потребности в той или иной ситуации.
«Как правило у всех гонщиков очень тренированные организмы и если они готовились к гонке, то моя задача просто сделать всё, чтобы правильно выстроить работу человеческого организма во время заезда. В какой-то момент нужно гонщика расслабить, в какой-то момент — взбодрить. Перед выездом на трассу — поработать со специальными массажными техниками и подготовить тело, а заодно и настроить мозг на то, что его сейчас ждёт.
Как только смена за рулём закончилась — всё наоборот. Тут организм находится в стрессовой ситуации и важно сделать всё, чтобы, во-первых, не было никаких неприятных последствий с точки зрения физического здоровья — мышечных и нервных травм, во-вторых, чтобы человек мог отключиться и отдохнуть, чтобы мозг позволил оставить гоночные события и дал поспать в промежутке между сменами за рулём», — рассуждает Роман.
И всё вновь зависит от человека и его организма. По опыту Вуколова бывают самые разны гонщики. Один способен заснуть, едва коснувшись головой подушки, несмотря на то, что он только что вылез из-за руля, а вокруг ревут машины. Другой требует помощи со стороны, чтобы получилось расслабиться и подготовиться к отдыху. У кого-то эта помощь заключается в массаже, а у кого-то просто в возможности послушать любимую музыку перед сном. Все люди разные и ко всем нужно найти подход!
«По времени работа занимает примерно 30-40 минут, если говорить о сеансе полного массажа. Этого вполне достаточно для того, чтобы подготовить гонщика либо к заезду, либо к отдыху. Но с одним условием — если я работаю с тем, организм кого знаю и сразу же понимаю, что от меня требуется», — объясняет Роман.
В основе работы лежит школа лечебного и спортивного массажа, к которым со временем добавляются новые методики и техники, если специалист, конечно, учится и растёт как профессионал. В каждом виде спорта у участников возникают разные проблемы со здоровьем и автоспорт не исключение, потому важно адаптировать свои знания под конкретных людей и их организмы. Только так работа может быть максимально эффективной, ведь в гонках цена ошибки очень высока.