Раньше мне казалось, что про первый 911 все давно сказано и написано, но сейчас думаю наоборот. Провести время с этой машиной – это как очутиться внутри фильма, который видел много раз. Живой контакт дает совсем другой опыт и впечатления, нежели просто чтиво и разговоры. У меня родилась своя точка зрения на появление дизайна этого автомобиля, которая, возможно, никогда ранее никем не высказывалась.
Когда вы стоите возле Порше 911, то понимаете, насколько этот дизайн впился в наше сознание, и насколько он отличается от любого другого. Ведь похожих на него автомобилей просто нет, за исключением, возможно, Alpine A110. Из-за этого воспринимать 911-й свежим не замыленным взглядом очень тяжело.
Конечно, мы знаем, что в какой-то степени он представляет собой отголоски Фольксвагеновского Жука, и 356-й модели, их соединяющей. И, тем не менее, этот автомобиль выглядит очень нестандартно. Его основные пропорции и объемы абсолютно уникальны.
В отличие от большинства спорткаров, при составлении концепции 911 перед разработчиками была поставлена также и вполне обыденная, можно сказать семейная функция – перевозить сзади двух маленьких пассажиров.
Хотя он никогда не попадал в разряд автомобилей Гранд Туринга (за исключением поздних версий с водяным охлаждением), тем не менее, 911 с его посадочной формулой 2+2 — чистокровный спортивный автомобиль. Возможно из-за того, что кто-то наверху в руководстве Порше настаивал, что машина непременно должна перевозить более чем двоих пассажиров, двигатель пришлось сместить за заднюю ось, чтобы освободить пространство для заднего ряда сидений.
Суждение, что компания была замешана на идее заднего расположения двигателя – продукт последующих десятилетий, когда основное внимание Порше было сосредоточено на модели 911. Ведь перед ней был центрально-моторный 550. После 911 — опять же центрально-моторный 914, затем переднемоторные 924, 928. Гоночная модель тех лет – 904 – также была с центральным расположением двигателя, как и последовавшие за ней разработки. Получается, что модель 911 – это вторая по счету и последняя заднемоторная разработка, перекопированная затем самой же компанией несколько раз. Даже первый Порше, который затем эволюционирует в модель 356 – первоначально появился как центрально-моторный автомобиль.
Для освобождения места под задний ряд сидений водительское кресло было сдвинуто немного вперед и вверх (для того, чтобы ноги водителя не были чересчур согнуты). Поэтому крыша получилась высокой, а ветровое стекло, благодаря отсутствию двигателя, удалось сдвинуть вперед.
Можно предположить, что пропорции обусловлены задним расположением двигателя. Мое мнение – они обусловлены линией, начинающейся с высокого, сдвинутого вперед лобового стекла и ниспадающей с этой точки назад, к другой нижней точке, давая место для голов задних пассажиров.
Автомобиль получился на 40 см короче, чем ближайший конкурент – Jaguar E-Type 3 серии с формулой 2+2. Вкратце, пропорции определены не столько задним расположением двигателя, сколько необходимостью перевозить пассажиров сзади.
Можно даже охарактеризовать дизайн 911-го как разумное, рациональное распределение пространства, ставящее функциональность превыше формы. Другими словами, его дизайн создан не дизайнером, а инженером. Мне кажется, эта версия навсегда утеряна.
Когда вы обходите ранний 911-й, ваше внимание обращается не столько на его необычные пропорции, сколько на то, насколько маленький этот автомобиль. Есть что-то впечатляющее в компактности первого 911-го. Вот стоит перед вами по-настоящему быстрый автомобиль, в него запросто помещается семья с багажом, и при всем при этом он такой же узкий, как современная малолитражка Volkswagen Up! и такой же длины, как современный Гольф (но выглядит даже короче). Вместе с тем, в статьях и публикациях того времени мало говорится о его миниатюрности – тогда все автомобили были меньше сегодняшних.
В вашей голове что-то щелкает, когда вы осознаете, что первый 911 более чем на фут (30 см) короче, на 23 см уже и на 300 кг легче сегодняшнего 991 C4 – который, между прочим, длиннее, шире, выше и тяжелее, чем первый переднемоторный 928 grand tourer.
Ранний 911 намного меньше сегодняшних спорт каров. Toyota / Subaru GT-86 / BRZ – все они на 10 см выше, шире и длиннее, а также тяжелее, и, плюс ко всему, по сравнению с нашим 911 – слабее.
Внутри автомобиль кажется даже короче и уже, чем снаружи. Расстояние от ног до переднего бампера ближе, чем у любого современного автомобиля, кроме, возможно, Lotus Elise. Необычные, сужающиеся к переду крылья создают впечатление, что фары расположены очень близко друг к другу, как на Land Rover Mk1. Из-за крутого, падающего вниз капота, кажется, что дорога у вас прямо под носом. Повернитесь через плечо, и вот уже прямо перед вами заднее стекло. Создается впечатление, что этот автомобиль проектировался с упором на парковку в Токио, а вовсе не как покоритель автобанов и горных подъемов.
В то же время отсутствие центрального тоннеля дает столько места ногам, что можно играть в футбол. Низкая подоконная линия дает широкий свободный обзор. Откидывающие спинки задних сидений дают дополнительную полку, это почти второй багажник. Это очень маленький автомобиль, но его нельзя назвать тесным.
Рассматривая эстетику дизайна 911-го, думаю нельзя не согласиться, что большинству он кажется привлекательным, и лишь малая часть назовет его действительно красивым. Этот дизайн большинство из нас видело на протяжении всей жизни, он очень многое для нас значит, и объективно смотреть на него затруднительно. Тут, что называется, за деревьями леса не видно.
Вместе с тем однозначно прослеживается простота, идеальное соотношение форм и деталей. Элегантность и скульптурность форм – особенно при взгляде сбоку. Проницательное и добродушное выражение при виде спереди, приземистая к земле форма кузова в целом. К сожалению, из-за своих маленьких габаритов и недостаточного значения, вложенного в свое время создателями, 911 выпадает из разряда автомобилей экстра-класса, таких как E-Type и Ferrari 275 GTB/4. Под некоторыми углами зрения он даже чем-то может напоминать гадкого утенка, но в тоже время его красота и привлекательность как раз произрастают из своего рода несовершенства.
С точки зрения дизайнера, 911 – очень классная штука, на которую, тем не менее, невозможно взглянуть свежим, не предвзятым взглядом. За те несколько дней, что я провел с этим автомобилем, у меня созрело несколько мыслей, которые я здесь и изложил.
Перевод статьи www.petrolicious.com/the-porsche-911-was-not-designed-around-its-rear-engine