Двигатель Chevrolet ZL1. История великолепного мотора. — SONIC TRACE CLUB
Двигатель Chevrolet ZL1. История великолепного мотора.

Двигатель Chevrolet ZL1. История великолепного мотора.

Пожалуй не один двигатель не заслужил так много уважения со стороны американских гонщиков и рядовых автолюбителей, как ZL1. Являясь творением нескольких фанатов, и по совместительству служащих корпорации General Motors, он стал прекрасным образчиком передовой для своего времени инженерии.

Изначально ZL1 не предполагалось устанавливать на дорожные Corvette и Camaro — он был создан для автоспорта. В 1966 году Chevrolet в чемпионате Can-Am потеряла лидирующие позиции и чтобы вернуть себе преимущество над конкурентами марке требовался мощный V-образный 8-ми цилиндровый двигатель. Чрезвычайно мощный. Прочность также должна была соответствовать другим показателям, однако перед инженерами встала другая проблема: чугунные блоки были прочными, но тяжелыми, что сказывалось на управляемости спортивных прототипов. Было решено использовать алюминий в блоке, головке блока, впускном коллекторе и большинстве других компонентов. В 1967 году на Chaparral 2F новый двигатель — с рабочим объемом 7 литров — дебютировал с оглушительным успехом. В первой же гонке был установлен рекорд круга, а на заводской отдел Chevrolet посыпались заказы от других команд. Забегая вперед нужно отметить, что ZL1 стал практический стандартным силовым агрегатом для прототипов Can-Am на протяжении нескольких лет. На его основе создавались поистине невероятные моторы с объемом вплоть до 8.5 литров и мощностью до 930 лошадиных сил. Естественно, что ZL1 требовалось омологировать на дорожных автомобилях. В 1969 году он нашел свое место под капотом Camaro и Corvette. Однако тут, совсем не кстати, с центрального офиса GM последовал указ, запрещавший оснащать модели моторами объемом более 400 кубических дюймов. Но всегда найдутся те, кто сможет найти лазейки в любых запретах и правилах. Возможность заказать двигатель существовала через программу Central Office Production Order или COPO, предназначенную для специальных транспортных средств, таких как такси, грузовики или машины с нестандартной колесной базой. Хот-роддеры использовали ее для обхода ограничения для Camaro — если нужен был ZL1, то Вы просто должны были дописать в бланке заказа COPO 9560 с дополнительной пометкой АА или BA, означавшей 4-х ступенчатую механическую или автоматическую трансмиссию соответственно.

Перед тем, как ZL начал поставляться на гражданский рынок, по сравнению с гоночным вариантом потребовалось произвести несколько изменений. Систему смазки с сухим картером заменили на традиционную, содержащую в себе масляный насос с механическим приводом, а распределительный вал получил другие, более подходящие для ежедневного использования углы открытия и перекрытия клапанов, серийная выпускная система значительно снизила шумность. В общей сложности в продажу поступили 90 моторов заводской сборки: из них 69 установили на знаменитые Camaro COPO, 2 в Corvette (купе и кабриолет C3 ZL1), 2 остались в прототипах 9567, а 17 отправили в ящиках для последующей сборки. Проблема с ZL1 заключалась в том, что было необходимо найти достаточное число покупателей. По правилам NHRA для класса «Stock» требовалось произвести не менее 50-ти агрегатов. Соответствующее указание о реализации было отправлено дилерам. Благодаря гонщику и, по совместительству, главе успешного дилерского центра Chevrolet Фреду Гиббу, был сделан заказ на требуемое количество. Являясь хорошим другом вице-президента компании Пита Эстеса, он в полной уверенности, что сможет распродать 50 моторов, внес за каждый 5200 долларов (не малые деньги даже по современным меркам). У него все получилось. Так, спустя некоторое время биг-блоки разошлись по стране.

Что же делает ZL1 таким особенным? Передовая конструкция, сочетавшая в себе полностью алюминиевый блок и головку, один высокопроизводительный карбюратор, степень сжатия 12.5 и рабочий объем 6997 кубических сантиметров (427 куб.дюймов) обеспечивала заявленную паспортную мощность для дорожных автомобилей на уровне 430 лошадиных сил, что далеко не соответствовало действительности. Гоночные корни сложно было скрыть путем установки снижавшей потенциал выпускной системы . После независимых замеров на стенде некоторые журналы заявили, что мощность составляет 585 лошадиных сил! Тут речь и пойдет о нескольких Chevrolet Corvette третьего поколения, в которые установили такие моторы для продажи рядовым потребителям. Один из них (белого цвета) дорабатывал лично Жора (Захар)Аркус Дантов, а второй (красный) прошел через золотые руки инженера Гиба Хафстейдера. Третий, гоночный, принадлежал Джону Гринвуду — в 1973 году этот корвет, оснащенный ZL1 мощностью 750 лошадиных сил при 6500 об/мин, развил на прямой Мульсанн 346 км/ч, что стало новым рекордом для машин класса GT. Две дорожные машины впоследствии были проданы. Интересно, каково было ездить с мощностью 585 л.с? Ведь даже купе второго поколения с двигателем L88 (мотор, который также создавался для гонок и развивал от 450 до 500 л.с в дорожном исполнении) легко разгонялись до более чем 260 км/ч ? А в 1967 году калифорнийский дилер Chevrolet отправил Corvette Stingray C2 с L88 под номером 9 на гонку 24 Часа Ле-Мана участвовать в классе GT, где машина развила на прямой 275 км/ч — на 35 км/ч быстрее, чем Ferrari 275 GTB/C, при том что «американец» был на много тяжелее. Если принять во внимание улучшенную аэродинамику C3, то можно предположить, что скоростные показатели значительно возрасли.

Один ZL1 стоил так дорого, что за эти деньги Вы могли купить Corvette с менее мощным мотором, но с полной комплектацией. Тем не менее не стоит оценивать его с позиции рядового потребителя. Это все равно, что если бы Porsche взяли мотор из 935 «Mody Dick», сделали несколько его копий, со слегка уменьшенной мощностью, и установили бы их в обычные купе 911. Это гоночный силовой агрегат. Он доминировал в серии Can-Am, вплоть до прихода турбированных монстров Porsche 917/10 и 917/30. Также не стоит забывать построенный Джоном Гринвудом ужасающе мощный, участвовавший Ле-Мане 1976 года, «Spirit of Le Mans» , сошедший лишь из-за лопнувшей покрышки: максимальная скорость 350 км/ч, ZL1 объемом 9.8 литра, 1000 лошадиных сил, а крутящий момент невозможно представить. Жаль что в Chevrolet не стали развивать успех и не приняли участие в других первенствах. Хотя главной цели ZL1 все же достиг — продемонстрировать конкурентам потенциал компании.

В наши дни цена на оригинальный двигатель превышает несколько сотен тысяч долларов. Многие ZL1 продолжают использоваться в исторических гонках Can-Am и рекордных заездах, а некоторые энтузиасты строят реплики оригинальных дорожных C3 с этим легендарным мотором.

Добавить комментарий