Peugeot 405 T16 Pikes Peak — SONIC TRACE CLUB
Peugeot 405 T16 Pikes Peak

Peugeot 405 T16 Pikes Peak

Если бы самая знаменитая в мире гонка по подъему на холм Pikes Peak проходила не в горах Колорадо, а на Кавказе, то про Peugeot 405 Turbo 16, побеждавшему в ней дважды кряду, придумали бы не один тост.

На самую известную на планете гонку по подъему на холм заводская команда Peugeot впервые отправилась вслед за Audi – своими соперниками по мировому чемпионату по ралли. Немцы первыми из европейских производителей увидели в Pikes Peak отличную возможность для рекламы своих автомобилей на крупнейшем рынке в мире и уже успели выиграть пять гонок подряд с различными версиями своей Quattro.

В 1987 году Peugeot Talbot Sport, возглавляемая Жаном Тодтом, привезла в Колорадо три автомобиля 205 T16, которые после запрета Группы B уже успели выиграть ралли-марафон Париж-Дакар. 205-й два года подряд становился лучшим в Чемпионате мира по ралли, в числе прочих побеждая и Audi Quattro, но в Pikes Peak своя специфика. В этом Peugeot убедились уже в тренировочных заездах, когда лидер команды Ари Ватанен проигрывал Вальтеру Рерлю на Audi Quattro S1 по 4 секунды с километра. После увеличения прижимной силы с помощью установки запасных антикрыльев поверх стандартных «пыжики» все же стали лучшими в квалификации. В гоночном заезде Рерль, с новым рекордом трассы – 10’47.85, оказался на 7 секунд быстрее дружной компании желтых «Пежо», занявших места со второго по четвертое.

Французы твердо решили взять реванш в следующем году, для чего руководство концерна выделило Тодту $1 млн. на подготовку. Для сезона ’88 Peugeot создали новый гоночный автомобиль – 405 T16. Конечно же, с серийной машиной этот прототип не имел ничего общего, более того, он был построен на основе старой машины. Для смены модели были свои причины. Во-первых, успехи на трассе позволили бы «Пежо» поднять продажи 405-го, только вышедшего на рынок. Во-вторых, и для «Дакара», и для «Пайкс Пик» Peugeot Talbot хотели построить машину с большей колесной базой. Они уже увеличили базу гоночного 205-го в 87-м относительно машины, которая ранее выступала в классическом ралли. Дальнейшее увеличение просто превратило бы компактный хэтчбек в непропорциональную «таксу». За исключением возросшей до 2888 мм базы (у 205 T16 Группы B – 2540 мм) шасси, представляющее собой стальной трубчатый каркас с передним и задним подрамником, осталось прежним, не изменилась даже колея (1430 мм спереди и сзади), но снаружи обшивалось абсолютно новыми углепластиковыми панелями. Кроме того, аэродинамический обвес стал куда более продуманным: появилось большое заднее антикрыло, массивный передний сплиттер и даже профилированное днище, создававшее граунд-эффект. Топливный бак версии для Pikes Peak вмещал всего 35 литров, чего вполне хватало для прохождения 12,42-мильной трассы. Масса автомобиля составила 950 кг.

Новым стал двигатель. XU9T по-прежнему базировался на четырехцилиндровом блоке из алюминиевого сплава с мокрыми чугунными гильзами от серийного дизеля, но имел новые коленвал и головку блока, так же выполненную из алюминия. При прежнем диаметре цилиндра (83 мм) возрос ход поршня (88 мм), что увеличило рабочий объем до 1905 см³. Располагался он поперечно в базе за спиной гонщика под наклоном в 20° назад. Два распредвала с ременным приводом приводили в действие 16 клапанов, была применена система изменения фаз газораспределения на впуске и выпуске. Воздух нагнетался турбокомпрессором Garret с изменяемой геометрией, максимальное давление впуска – 3 бара. Имелся промежуточный охладитель воздуха типа «воздух/вода» с системой впрыска воды и система DPV (Dispositif Pre-rotation Variable) – электронно-управляемый клапан для перепуска воздуха в турбину для поддержания ее вращения на низких оборотах двигателя. Система смазки – с сухим картером. С двигателя, имеющего распределенный впрыск топлива Marelli-Solex и электронную систему зажигания Thomson, сняли мощность в 650 л.с. при 7500 об/мин и крутящий момент в 700 Н•м при 4500 об/мин.

Так же новой стала и коробка передач – изготовленная в мастерских Peugeot Talbot 6-ступенчатая механическая TJ. Сцепление для уменьшения массы выполнили из углепластика. Полноприводная трансмиссия включала в себя управляемый межосевой дифференциал с возможностью регулировки из салона во время движения и самоблокирующиеся дифференциалы спереди (степень блокировки – 25%) и сзади (75%). Независимая подвеска спереди и сзади была выполнена на поперечных рычагах с двумя витыми пружинами и на каждый амортизатор. Особенностью автомобиля стала управляемая задняя ось, колеса которой поворачивались в противоположную сторону при повороте передних колес на три четверти от максимально возможного угла, что придавало большую маневренность в многочисленных шпильках горного серпантина. Тормоза производства AP на всех колесах дисковые (диаметр диска – 327 мм) вентилируемые с 4-поршневыми суппортами с возможностью перераспределения тормозного усилия между осями.

В Audi, решив, что шести побед подряд будет вполне достаточно, отказались от участия в «Пайкс Пик» 1988 года. Если уж не получилось прямого сражения, то в Peugeot поставили себе задачу побить «Ауди» заочно, установив новый рекорд трассы. Вести Peugeot 405 T16 к вершине предстояло двум финским чемпионам – Ари Ватанену и Юхе Канккунену. Они были быстрейшими в квалификации, но для рекорда в гонке должно было сложиться воедино несколько факторов. В 88-м организаторы решили пустить сильнейшую группу машин свободного класса в середине соревнований, а не в самом конце. На гравийной трассе преимущество получает гонщик, который стартует как можно позже, поэтому у команды были опасения, что к моменту старта трасса будет недостаточно расчищена предыдущими участниками. Другим важным обстоятельствам являлась погода. Специфика Pikes Peak такова, что на разных участках подъема погодные условия, температура, следовательно, и состояние трассы могут значительно отличаться. И действительно, перед стартом с разведывательного вертолета поступила информация, что в середине дистанции идет дождь, а наверху лежит снег.

К счастью, к началу заездов Peugeot дождь прекратился, а траекторию наверху немного расчистили от снега ранее стартовавшие автомобили. Сначала стартовал Юха Канккунен. По пути к вершине финн растерял эластичные юбки, установленные вокруг днища для создания граунд-эффекта, поэтому лишился части прижимной силы. Как следствие, время, 10’52.84, довольно далековато от рекорда. Ари Ватанен, по его словам, перед стартом был спокойнее, чем во время квалификации, постарался максимально расслабиться и просто получить удовольствие от вождения. Безошибочно проехав 156 поворотов, финн поднялся на 4300 м относительно уровня моря и на 2860 м относительно старта и пересек финишную черту с результатом 10’47.22. Рекорд установлен!

Задачу можно было считать выполненной, но Peugeot решили вернуться на Pikes Peak и в 1989 году. На этот раз партнером Ватанена стал Робби Анзер, представитель известной американской автогоночной династии. Ари снова стал быстрейшим в квалификации и был полон решимости побить свой прошлогодний результат. Финн действительно шел по дистанции с опережением графика, но за 3 мили до финиша совершил ошибку и показал время в 11 минут 12 секунд. Анзер завоевал победу, но до прошлогоднего результата Ари не дотянулся, проехав за 10’48.34.

Peugeot 405 T16 в спецификации для ралли-рейдов принес французской компании победы в Дакаре ’89 и ’90 (а могло быть на одну больше, если бы в 1988 году машину Ватанена не угнали). Он отличался усиленной подвеской с повышенным дорожным просветом, топливным баком на 435 литров, иными колесами и двигателем с более низким давлением наддува, а следовательно и мощностью, а так же иной аэродинамикой и отсутствием задних поворотных колес. После того, как заводская команда «Пежо» сосредоточилась на гонках спортпрототипов все наработки по раллийной программе были переданы коллегам из Citroen, которые продолжили успешно представлять концерн в ралли-рейдах со своим ZX, являвшимся дальнейшим развитием 205/405 T16 (двигатель и вовсе продолжал носить марку Peugeot).

Ровно через 25 лет после первого успеха в «Пайкс Пик» Peugeot вернулись на вторую по давности гонку США с 875-сильным прототипом 208 T16 и девятикратным чемпионом мира по ралли Себастьяном Лоебом. На уже полностью заасфальтированной трассе Лоеб установил новый рекорд трассы, промчавшись за невероятные 8’13.878.

Добавить комментарий