Oldsmobile Aerotech — SONIC TRACE CLUB
Oldsmobile Aerotech

Oldsmobile Aerotech

Эта машина, несомненно, поражает воображение. Многое в ней кажется невероятным: и уникальные характеристики мотора, и техническая совершенность, а скорость, которую она смогла развить, кажется потрясающей не только для своего времени, но и десятилетия спустя. Как жаль, что автомобиль никогда не предназначался для выпуска, хотя бы мелкосерийного! Ни один из трех прототипов модели так и не был приобретен для езды по дорогам общего пользования – Aerotech с самого начала не был предназначен для повседневной эксплуатации.

Все началось в ранних восьмидесятых, когда в компании Олдсмобиль, подразделении корпорации Дженерал Моторс, разработали новый, весьма технически совершенный рядный 4-цилиндровый мотор Quad 4 объемом 2 литра. Этот силовой агрегат оснащался 4-мя клапанами на цилиндр – решение, в наше время широко распространенное, но необычное для тех лет. Этот мотор выдавал 150 л.с., в то время как 2,5-литровый V6 от Хонды, к примеру, развивал всего лишь 151 л.с., и еще меньший крутящий момент.

Но боссы компании Олдсмобиль не спешили давать мотору Quad 4 «зеленый свет», продолжая выпускать моторы старого образца с двумя клапанами. И тогда инженер Тед Лукс, создатель Quad 4, в 1985-м году организовал группу для развития проекта рекордного автомобиля под названием Aerotech, который оснащался бы данным мотором, и мог в полной мере продемонстрировать его возможности как главам компании, так и потенциальным покупателям. Это было что-то вроде масштабной рекламной кампании, призванной вызвать интерес к новому силовому агрегату.

Задача, поставленная перед специалистами, была нелегкой: создать машину, которая была бы оснащена двухлитровым мотором, но смогла бы побить мировой рекорд скорости (принадлежавший к тому моменту прототипу Mercedes-Benz CIII-IV, развившему 403 км/ч в 1979 году). Для этого нужна была совершенная аэродинамика. И главная заслуга в этом направлении принадлежит тогдашнему ассистенту главного дизайнера фирмы Олдсмобиль Эду Уэлберну. Он уже давно мечтал создать стремительный автомобиль, наброски которого рисовал сотнями – и получил шанс.

Эда вдохновляли гоночные болиды Ле-Мана, и несмотря на то, что имелись другие варианты дизайна, предпочтение изначально было отдано именно этой форме – сильно сдвинутая вперед кабина и вытянутый хвост. Уэлберн и помогавший ему скульптор Кирк Джонс создавали масштабную модель стремительной машины по ночам, в свободное от основной работы время – они одновременно делали еще и стандартный Cutlass Supreme. Но им придавало сил большое воодушевление удивительно красивым автомобилем. Это действительно был шедевр дизайна.

Несмотря на то, что Aerotech получился потрясающе красивым, вся его форма подчинена в первую очередь аэродинамике. Карбоновый кузов пронизан по всей длине воздушными каналами, которые не только помогали обеспечить большую прижимную силу на высоких скоростях, но и значительно снижали лобовое сопротивление. Первый вариант машины имел название Long Tail (длинный хвост), и был вдохновлен легендарным гоночным болидом Porsche 917LH, но он был хорош на прямой, так что для овального трека гонок Indy 500 создали еще и Short Tail (короткий хвост).

Но никакая аэродинамика не помогла бы перешагнуть рубеж в 400 км/ч без силового агрегата соответствующей мощи. Мотористы во главе с Тедом Луксом сделали невозможное: скромный 2-литровый 4-цилиндровый моторчик оснастили турбонаддувом высокого давления, заставив его выдавать совершенно немыслимые 900 л.с. Позднее его дополнительно доработали, поставив два турбонаддува вместо одного, и это позволило перешагнуть отметку в 1000 л.с. Даже Япония была далека от того, чтобы обеспечить отдачу более чем в 500 лошадиных сил с литра рабочего объема!

Спустя полтора года напряженной работы, в конце 86-го девятисотсильный «короткий» прототип вышел на свой первый старт, развив на треке в Месе, Аризона, 350 км/ч. Будучи оборудованным мотором более чем в 1000 л.с., «длинный» концепт был готов к рекорду. Наконец, в 1987-м году, на трассе в Форт Стоктоне, Oldsmobile Aerotech Long Tail прошел мерную милю в обоих направлениях со средней скоростью в 431,1 км/ч, зафиксированной точными приборами. Мало этого: во время тестов днем ранее в одном из заездов он развил более 440 км/ч, которые так и не попали в историю!

Всего было создано три прототипа – уже упомянутые «короткий» и «длинный» хвосты, а в 92-м – еще и прототип с мотором V8, оборудованный фарами и верхним воздухозаборником, установивший в общей сложности 47 мировых рекордов скорости. Но умопомрачительную скорость, ставшую мировым рекордом, развил именно «длинный» концепт-кар с двухлитровым рядным мотором, с четырехкратным победителем гонок Indy 500 Эй Джей Фойтом за рулем. Свое дело он сделал – мотор Quad 4 был утвержден для массовой модели Cutlass.

Aerotech много раз демонстрировался на выставках, в том числе и после закрытия компании Олдсмобиль в 2004-м, но потом был незаслуженно забыт всеми, в том числе своим автором Эдом Уэлберном, позднее дослужившимся до поста вице-президента по дизайну корпорации Дженерал Моторс. Но в сентябре 2010-го Эд отыскал в запасниках фирмы покрытый пылью концепт, и совершил на нем поездку по дорогам общего пользования, отдавая дань творческой смелости и таланту всех авторов потрясающей машины. Aerotech сейчас находится на видном месте в музее автоконцерна, а его официальный рекорд держался почти четверть века, до прихода в 2010-м суперкара Бугатти Вейрон Супер Спорт. Но неофициальная максимальная скорость в 441 км/ч, с которой Фойт промчался по треку Стоктона в 87-м, до сих пор остается непревзойденной – и скорее всего, останется таковой еще долгие годы.

Добавить комментарий