Автомобильная культура – явление очень многогранное, свой отпечаток на неё накладывает огромное количество исторических событий и социальных явлений. Однако нет никаких границ – любой её вид может получить неожиданное распространение в любой точке мира.
Сегодня речь пойдёт о первом варианте развития событий, который впоследствии превратился во второй. Движение рагере зародилось в 1950-х годах в Швеции. Молодёжь разных стран по-разному переживала последствия войны, Швецию же война практически не затронула, сохранились рабочие места и инфраструктура, кроме того, страна получила финансовую помощь от США. Потому шведская молодёжь не испытывала тех проблем, что были присущи ребятам, вернувшимся с фронта в разрушенные города других стран. Шведы имели возможность работать на экспорт, прилично зарабатывать и бурно прожигать свободное время.
Деньги США выдавали на том условии, что практически весь импорт в страну-получатель поступал от них же. Таким образом, улицы и дороги Швеции вскоре наполнились самыми разными американскими автомобилями, зачастую доступными даже подростку. Развитию культуры рагере также способствовали отвязный американский рок-н-ролл и популяризация субкультуры гризеров или бриолинщиков, которая в силу простоты своих идеалов нашла отклик в сердцах молодёжи по всему миру. Гризеры – это парни из простых рабочих семей, которые любят рок-н-ролл, выпивку, автогонки и доступных женщин – согласитесь, идеалы, понятные любому подростку в любой стране.
Новые веяния встряхнули старушку Европу, набриолиненые парни не только носились по окрестностям на несоразмерных с улицами авто, а еще делали это, накачавшись пивом в компании впечатлительных девушек. Кроме того, рагере сбивались в банды наподобие мотоциклетных, в связи с чем частенько происходили опасные гонки по общественным дорогам и кровавые разборки за территорию. Явление получило столь широкое распространение, что в 1959 году даже был снят обличающий хулиганов фильм «Raggare!», который, как это часто бывает, вызвал обратную реакцию – количество рагере только увеличилось. В 1960-х это явление перекинулось на Норвегию, Финляндию и Данию, в 70-х и 80-х влияние распространилось на Западную Германию и Австрию.
Утихнуть этой субкультуре не давало регулярное появление фильмов, становившихся в молодёжной среде культовыми: «Американские граффити», «Бриолин», «Плакса», «Гонщики» и многие другие.
Шли годы, рагере взрослели, обзаводились семьёй и уходили на покой, однако на их место приходило следующее поколение безбашенных романтиков, они уже не дрались между собой, а находили общих врагов – панков и хиппи. Неизменной оставалась лишь музыка, которую они слушали, и автомобили, на которых ездили. Причём неизменными буквально. Cadillac, Buick, Plymouth, Chevrolet, Lincoln сменяли владельцев одного за другим из десятилетия в десятилетие, и редкий шалопай давал этим многолитровым монстрам достойное обслуживание, пользуясь их выносливостью и неприхотливостью. Со временем, потасканный внешний вид автомобилей стал отличительной чертой именно рагере.
Сегодня рагере можно встретить не только на американском автомобиле, часто это старые большие европейские седаны вроде Volvo 240 или Ford Granada. Однако, за многие годы своего существования, эти хулиганы сильно повлияли на формирование вкусов всех североевропейских автолюбителей. Это может показаться невероятным, но несмотря на значительную удалённость от США, в этих странах огромное количество классических американских автомобилей в самом разном состоянии, принадлежащие к любым автомобильным субкультурам. Это как выставочные экземпляры в безупречном виде, так и самые смелые варианты кастомов, хот-родов, лоурайдеров и внедорожников. Возраст и социальный статус поклонников американских авто самый разный, многие из них используют свои олдтаймеры для каждодневных поездок.
С 1978 года в Швеции проводится одно из самых больших автомобильных мероприятий в мире Power Big Meet, куда съезжаются любители классического американского автопрома со всего мира, в последние годы мероприятие регулярно посещают и представители России. В 2014 году, к примеру, был установлен рекорд – 17 000 автомобилей и 200 000 посетителей.
Рагере же не отступаются от своих своеобразных канонов, и, даже имея возможность купить новый автомобиль или восстановить старый, продолжают ездить на откровенном хламе, подчёркивая тем самым свою принадлежность к субкультуре. Сам рагере выглядит как типичный гризер: джинсы, высокие ботинки или ковбойские сапоги, майка, кожаная куртка, набриолиненные волосы, бакенбарды и множество олдскульных татуировок. Американский седан рагере создаётся по принципу «чем хуже – тем лучше». Чем меньше сохранилось на кузовных деталях краски, чем больше вмятин и ржавчины, чем сильнее просажена подвеска – тем аутентичнее его облик. Он должен выглядеть так, чтобы по нему можно было ходить ногами без задней мысли, чем обычно рагере и занимаются. Всячески приветствуются «модификации» салона, часто он лишается родной обшивки и обивки, на смену которым приходят ткани леопардового окраса или искусственные меха кислотных цветов. Технически же эти бедолаги поддерживаются в неплохом состоянии и без приключений довозят весь шумный экипаж от бара до бара.
Конечно, горячих шведов можно упрекнуть в неуважительном отношении к классическим и культовым автомобилям, но ничего с этим не поделаешь, этой традиции лет больше, чем запиливанию пружин на дедушкиных Жигулях.