Как в Yamaha строили автомобиль вместо мотоциклов — SONIC TRACE CLUB
Как в Yamaha строили автомобиль вместо мотоциклов

Как в Yamaha строили автомобиль вместо мотоциклов

Возможно, вы слышали о том, что компания Yamaha, широко известная своими разнокалиберными, но, как правило, впечатляющими мотоциклами, давно хотела построить полноценный автомобиль. И не просто давно, а очень давно: один из первых четырехколесных проектов японцы показали миру еще в 1992 году – и он был поистине фееричен.

В Yamaha решили, что если уж играть, так на миллион, и за четверть века до гиперкара Mercedes-AMG Project One построили машину для дорог общего пользования – но с мотором от болида «Формулы 1»! В выборе силового агрегата ничего удивительного нет: компания тогда как раз поставляла двигатели некоторым формульным конюшням. Но идея задействовать дикий гоночный V12 в дорожной машине в начале 90-х отчетливо попахивала благородным безумием.

Мотор для концепта OX99-11 позаимствовали у болида Brabham BT60Y. В королевских гонках этот двигатель ничем особенным себя не проявил, но применительно к «суперкару для всех» его характеристики выглядели весьма амбициозно. 3,5-литровый атмосферник, правда, дефорсировали с 560 до 400 л.с., но способность раскручиваться до 10 тысяч оборотов никуда не делась.

Большому мотору – продвинутый кузов. Экстравагантный суперкар сделали из алюминия и композитных материалов, снабдив «фонарем» кабины в стиле военных истребителей. И да, место водителя находилось в центре, как у знаменитого McLaren F1, который появился на свет примерно в это же время. Но если у британского суперкара имелись два пассажирских сиденья, Yamaha OX99-11 изначально проектировался, как одноместная машина. Чуть ли не в последний момент ему решили добавить второе креслице, установив его сразу за водительским: пилот впереди, пассажир сзади – вполне по мотоциклетному. При весе чуть больше тонны концепт катапультировался до 100 км/ч за 3,2 секунды при расчетной максималке в 350 км/ч!

В Yamaha построили три экземпляра суперкара и всерьез рассчитывали продать кому-нибудь некоторое количество серийных (уже двухместных) OX99-11 по цене примерно в 800 000 долларов (мы все еще в 1992 году, если что). Не срослось: проект подкосили финансовые неурядицы в фирме и стране в целом и сложности в отношениях с техническими партнерами.

Полтора десятка лет спустя в Yamaha решили зайти с принципиально другой стороны: создать не штучный суперкар, а небольшую массовую машинку. В 2008 году компания начала работу над проектом Motiv, в результате которого на мировую автомобильную сцену должен был выйти полноценный конкурент Smart. Проект развивался ни шатко, ни валко, пока в 2011 году к нему не присоединился знаменитый Гордон Мюррей (опять не обошлось без «Макларена»!) со своей системой iStream. Дело пошло поживее, и через 15 месяцев малыш все же дебютировал – причем сразу в двух вариантах.

Бензиновый получил трехцилиндровый 80-сильный моторчик собственной разработки Yamaha, а электрический располагал всего 34 л.с. Первый мог набрать «сотню» за 10 секунд, второй – за 15. Yamaha Motiv выглядел вполне достойным права выйти на рынок как первая серийная модель японской марки с четырьмя колесами, но и тут не сложилось. По всей видимости, «Мотив» не удалось замотивировать с финансовой точки зрения.

Очередной заход японцы предприняли еще пару лет спустя и на этот раз выбрали, казалось бы, наиболее адекватный для мотоциклетной марки подход. Yamaha построила компактное спорткупе длиной около 4 метров и весом всего 750 кг – эдакий мотоцикл в автомобильном обличье. Правда, в 2015 году, когда Sports Ride предъявили общественности, его создатели так и не признались, каким мотором снабдили купе.

Зато заявили, что подумывают о запуске спорткара в серийное производство: он должен был появиться в продаже в 2019 году, а предполагаемая цена составляла порядка 50 тысяч евро. И, по идее, все это время в Yamaha должны были готовить к выходу серийную версию Sports Ride – с полноценным силовым агрегатом (по слухам, им должен был стать турбомотор объемом 1,5 л) и реалистичными характеристиками.

Однако можно утверждать примерно с 95-процентной вероятностью, что ни о каком серийном спорткаре от Yamaha вы не слышали. А знаете, почему? Потому что фирма после четверти века нереализованных амбиций приняла решение полностью отказаться от попыток выйти на автомобильный рынок. В руководстве фирмы таки пришли к выводу, что возможностей Yamaha пока не хватает на то, чтобы разработать что-нибудь с одной стороны впечатляющее, а с другой – конкурентоспособное.

Ведь для покупателей автомобилей Yamaha оказалась бы совершенно новым брендом, которому пришлось бы потратить слишком много времени на доказательство собственной авторитетности. А круг поклонников мотоциклов Yamaha, которые с высокой долей вероятности купили бы и четырехколесный продукт любимого бренда, оказался слишком узок для того, чтобы придать проекту хотя бы видимость финансовой состоятельности.

Добавить комментарий