Сегодня, когда концепт-кары не выпускает с разной степенью периодичности только самый ленивый автопроизводитель, во всем этом великолепном многообразии может легко потеряться даже самый продвинутый эксперт. Но в старые добрые времена становления автопрома как одной из мощнейших ветвей мировой индустрии концепт-кары считали по пальцам, и каждый из них представлял собой поистине произведение искусства. Даже, наверное, нескольких искусств сразу, от инженерных до эстетических.
В Соединенных Штатах есть любопытная организация под названием Historic Vehicle Association – «Ассоциация исторических транспортных средств». Это отнюдь не коллекционерский клуб по интересам, а весьма авторитетное сообщество экспертов, которое занято главным образом сохранением национального исторического наследия в области автопрома. Работает ассоциация в плотном контакте как с федеральными департаментами, так и с коллегами, которые озадачены историей страны в других областях – от архитектурных памятников и объектов традиционного искусства до природных ландшафтов и культуры коренных народов.
Одним из действительно великих дел – без дураков – которым занята эта организация, является создание так называемого национального реестра автомобилей, наиболее значимых для истории страны. В своего рода «декларации о намерениях» этого ведомства указано лишь четыре критерия, по которым автомобиль может попасть в почетный список: связь со значимой для истории личностью, связь со значимыми для истории событиями, выдающиеся дизайн и конструктивные решения либо заметная информационная ценность.
Как заявил несколько лет назад газете New York Times глава ассоциации Марк Гесслер, для включения в список достаточно, чтобы автомобиль, который претендует на статус исторической ценности, удовлетворял хотя бы одному критерию. Но машина, с которой начался реестр, попала во все четыре мишени: это творение великого Кэрролла Шелби, Shelby Cobra Daytona Coupe 1964 года. Впрочем, все вышесказанное приведено лишь для подтверждения авторитета ассоциации, а информационный повод, как говорят журналисты, у нас нынче другой.
«Ассоциация исторических транспортных средств» опубликовала Топ-5 самых важных для автомобильной истории США винтажных концептов – тех, что были созданы до 60-х годов прошлого века. И список с одной стороны вполне логичен, с другой – несколько удивляет, учитывая тот размах безудержного креатива, который одно время демонстрировали американские инженеры и дизайнеры. Любопытно, что к подавляющему большинству участников этого списка приложил руку один и тот же человек.
Buick Y-Job, 1938 год
Ценность этого автомобиля неоспорима: принято считать, что это первый концепт-кар в истории. Первый автомобиль, который создавался не с прицелом на серийное производство, а для апробации новых веяний как в дизайне, так и в технологиях. Историки считают, что влияние этого концепта, созданного великим и ужасным главой центра стиля GM Харли Эрлом, на автомобильную индустрию (и не только американскую) продолжалось вплоть до 60-х годов. А может быть, длится и по сей день.
LeSabre, 1951 год
Имя LeSabre известно как название одной из серийных моделей марки Buick, но за восемь лет до появления конвейерного автомобиля этим словом поименовали одну из концептуальных разработок. Считается, что с Le Sabre начался так называемый «аэростиль», породивший на свет неисчислимое множество автомобилей, вознесших – пусть и временно – американский автодизайн на недосягаемую высоту и навсегда вписавших 50-е в историю автопрома. Считается, что при создании Le Sabre все тот же Харли Эрл хотел использовать визуальные ассоциации с реактивными самолетами, которые на тот момент считались вершиной технической мысли. Но были у этого чуда и специфические технические решения – например, наддувный V8 или встроенные электрические домкраты на каждом колесе, призванные облегчить процесс замены колес. И, как и Buick Y-Job, эта машина долго служила Эрлу в качестве автомобиля на каждый день.
Firebird III, 1958 год
Это название тоже фигурировало впоследствии в качестве имени для серийных машин, но в 50-х годах «Огненными птицами» называли серию экстравагантных концептов GM, активно пропагандировавших самолетный дизайн. Тут вам и хвостовые плавники, и стремительные силуэты, и прозрачные колпаки-«фонари» над пассажирскими капсулами – в общем, все атрибуты жанра, а увлечение американских дизайнеров этими «пузырями» вообще заслуживает отдельного рассказа. В «Ассоциации исторических транспортных средств» именно третий концепт в этой недлинной серии сочли наиболее достойным упоминания.
Corvette Stingray, 1959 год
Хоть и концепт, но весьма действенный: на счету этого прототипа не только участие в киносъемках (в том числе и с самим Элвисом Пресли), но и победа в национальной гоночной серии SCCA сезона 1960 года. Его создание инициировал (и финансировал!) лично преемник Харли Эрла вице-президент GM по дизайну Билл Митчелл, а визуальные решения связывают с идеями таких культовых личностей, как Пит Брок и Ларри Шинода. И да, именно по мотивам этого концепта создавался «Корвет» второго поколения, который многие считают самым красивым в истории суперкара.
Cadillac Cyclone, 1959 год
Здесь все просто: этот футуристичный прототип считается лебединой песней Харли Эрла, который, как ни крути, оказал неоценимое влияние на мировой автопром. Построенный по схеме transaxle с полностью независимой подвеской, «Циклон» отличался уникальной для своего времени системой предотвращения фронтальных столкновений: сенсоры прятались в хорошо различимых конусах, смонтированных на месте головной оптики. В этом случае, как и с «Огненными птицами», тоже не обошлось без «пузыря» над салоном, причем у него, как и у сдвигающихся назад дверей, имелся электропривод.