Американский армейский внедорожник HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle — «высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство») и его гражданский вариант под названием Hummer H1 стал культовым еще при жизни. Благодарю участию в резонансных военных операциях (таких, как «Буря в пустыне»), а также мощной PR-кампании со стороны Голливуда и звезд шоу-бизнеса, этот брутальный проходимец вмиг получил статус самого крутого и бескомпромиссного автомобиля 4х4 на рынке. Об этой машине написано множество статей и сняты сотни познавательных обзоров, а ее биография досконально изучена историками и энтузиастами. Куда меньше информации можно найти о японском аналоге «Хаммера» — внедорожнике Toyota Mega Cruiser и его армейском варианте под названием BXD10, который стал героем моего сегодняшнего материала.
Toyota Mega Cruiser была создана японцами в 1995-м году с одной амбициозной целью — догнать и перегнать «зарвавшийся» Hummer из США. Как и «американец», этот автомобиль был разработан прежде всего для военных задач – перевозка личного состава мобильных подразделений, транспортировка раненых, патрулирование труднодоступных мест, а также в качестве шасси для установки полевой артиллерии и небольших систем ПВО.
Условно «гражданские» версии (BXD20) модели использовались также полицией и пожарными подразделениями, а ограниченное количество этих транспортных средств было продано частным лицам. Подобный вариант Mega Cruiser (заводское обозначение — BXD20) отличается закрытым 5-дверным цельнометаллическим кузовом типа универсал на 6 мест. От «вояки» авто отличался отсутствием централизованной подкачки колес, зато уже в базе был кондиционер, ремни безопасности, электропакет, мягкие, комфортабельные кресла, аудиосистема с CD-чейнджером на 6 дисков и улучшенная шумоизоляция.
Mega Cruiser продавался исключительно на внутреннем рынке Японии и до определенного периода даже действовал запрет на вывоз уникального внедорожника из Страны восходящего солнца. Однако, позже экспортные ограничения сняли и несколько десятков «Мег» отправились покорять дороги и бездорожье России, Казахстана и ряда других стран.
Кстати, в коммерческом плане этот проект оказался провальным для Toyota, так как на его разработку было потрачено внушительный бюджет, а малый тираж авто (выпускались с 1995 по 2002-й год) и высокая цена (примерно 90 тысяч долларов) не способствовал окупаемости и популярности модели. В Японии эти машины получили неофициальное прозвище Koukidousha («Кукидоша»).
С точки зрения техники, Mega Cruiser и его военный вариант BXD10 во многом повторяет конструкцию Hummer: мощная лонжеронная рама лестничного типа, независимая торсионная подвеска всех колес, тяговитый дизельный двигатель.
Практичные японцы максимально унифицировали Mega Cruiser с другими легковыми и коммерческими моделями Toyota. Так, 4-цилиндровый 4,1-литровый турбодизель 15B-FTE мощностью 155 л.с. применялся на легких грузовиках и автобусах корпорации, 4-ступенчатая автоматическая коробка передач и раздатка позаимствована у легендарного Toyota Land Cruiser 80. На гражданских версиях Mega Cruiser BXD20 установлено рулевое колесо от Toyota Carina, а потолочный плафон — от Toyota Corolla.
Несмотря на внушительные размеры, капот машины — очень легкий, так как выполнен из пластика. Средний расход топлива этого аппарата с постоянным полным приводом составляет около 15 л/100 км, поэтому 108-литровый топливный бак обеспечивает приличный запас хода. Максимальная скорость — 130 км/ч.
Длина 3-дверной тентованной Toyota BXD10 составляет 5090 мм, а снаряженная масса внедорожника составляет 2900 кг (грузоподъемность — 800 кг). «Мега» может похвастаться феноменальной проходимостью. Бортовые редукторы на колесах не только повышают передаточное отношение, а и позволили добиться очень внушительного дорожного просвета — 420 мм в стоке! Минимальные свесы дают возможность штурмовать преграды высотой до 1 метра.
Все 3 дифференциала (межосевой и два межколесных) можно принудительно заблокировать с помощью электроники. Независимая, рычажно-торсионная подвеска BDX10 может похвастаться огромными ходами. Из интересных технических решений можно отметить тормозные диски, расположенные на полуосях, на выходе из редукторов мостов — для снижения неподрессоренных масс на колесах. Особый фетиш — централизованная система подкачки колес. Не лишним будет упомянуть 24-вольтовое электрооборудование.
Тормозные диски расположенные сразу на полуосях, на выходе из редукторов мостов. Подобное решение также встречается на на Alfa Romeo 75
Задние колеса — поворотные (система 4WS): на скорости до 40 км/ч они доворачиваются на угол до 12%, в сторону, противоположную передним. Благодаря данному ноу-хау, радиус разворота этой немаленькой машины составляет всего 5,6 метров.
Салон военной версии максимально аскетичный: только самое необходимое. Шумоизоляции отсутствует, как и ремни безопасности
Размер колес здесь довольно редкий — 17,5 дюймов, поэтому подобрать резину для автомобиля — задача не из легких. Благо, народные умельцы уже научились адаптировать 18-дюймовые диски от ГАЗ-66, на которые можно поставить как родные «шишиговские» шины, так и бюджетные покрышки от малоизвестного китайского бренда Taishan.
Сзади — 4 откидных лавки вдоль бортов.
В Россию сейчас попадают военные Toyota BXD10, списанные с резервных складов японской армии — с минимальными пробегами и в отличном техническом состоянии. Перед реализацией все они прошли серьезную диагностику и предпродажную подготовку (новая резина, АКБ, тенты). Примерная стоимость такой внедорожной экзотики достигает 2-2,5 миллионов рублей. (от $26.000)