Как строят гоночные автомобили. Салон и электрика. — SONIC TRACE CLUB
Как строят гоночные автомобили. Салон и электрика.

Как строят гоночные автомобили. Салон и электрика.

Сегодняшняя тема про салон и электрику во многом пересекается с темой систем безопасности, о которой мы рассказывали ранее. Потому, что часть салона занята и обустроена под установку каркаса безопасности, сидений ремней и т.д.

Количество проводки и вообще деталей отделки в гоночном автомобиле меньше, чем в гражданском. Удаляются многие детали салона, блоки и целые системы. Перечислим лишь некоторые из них:
— Замок зажигания
— Блокировки руля и другие защитные системы типа иммобилайзеров
— Аудиосистема и ее компоненты
— Центральные замки
— На большинстве гоночных автомобилей нет кондиционера, так как это много лишнего веса
— Стекла из поликарбоната не предполагают стеклоподъемников поэтому на большинстве машин этого тоже нет
— Электрозеркала (их вообще порой заменяют на маленькие зеркальца, чтобы меньше сопротивления воздуху)
— Нет АБС, ИСП и прочих систем помогающих ездить и их компонентов.
— Естественно удаляются задние сидения, обшивки салона, ковры
— Заменяются обшивки передних дверей на легкие (их почему то называют дверными картами)

Саму переднюю панель либо облегчают отрезая весьма много кусков, либо специально изготавливают из легкого и крепкого материала типа пластика. Через нее проходят трубы каркаса в районе стоек лобового стекла, в переднюю часть автомобиля под капот. Панель покрывается небликующим материалом. Его наносят напылением. Процесс называется флокировка. Панель становится как черный бархат.

Каркас в районе лобового стекла тоже обклеивают небликующей черной пленкой или красят эти места в черный. На гоночных машинах чаще всего нет солнечных козырьков поэтому чем меньше бликов и солнца тем лучше.

Полы покрывают специальными накладками из кевлара, пластика или алюминия. Для штурмана делают упор ног. Для пилота подставку под левую ногу. В некоторых классах разрешено сажать пилота назад. Тогда все органы управления и сиденья смещаются, рулевой вал удлиняют. Например такие переделки в машинах чемпионата мира по ралли. Они сидят сантиметров на 20-30 дальше.

Если КПП секвентальная, то как правило рычаг либо на полу длинный, либо ближе к рулю небольшая ручка. Встречаются и на лепестках но это не везде разрешено. Бывает один и он работает вперед назад, а бывает два. Рукоятка ручника чуть дальше от руля. Чаще всего используются вертикальные, потому что на них быстрее ложится рука с руля или кпп.

Тормозные и топливные магистрали проходят по салону для защиты от повреждений извне камнями, ударами и прочим. Гидроцилиндр или цилиндры находятся между сидениями. В некоторых полноприводных автомобилях так же стоит гидроцилиндр от рукоятки ручника на выключение дифференциала, на время срабатывания ручника.

Щиток приборов может быть исполнен либо одним экранчиком на котором много функций, либо в малобюджетных машинах специально делают свои самодельные щитки из разных приборов и ламп. Бывает остается и родной щиток. При работе с секветнальной КПП встречается отдельное табло с номером передачи или совмещено с многофункциональным экраном информации.

Тут как раз самое время перейти к тумблерам и кнопкам. На гражданских машинах многие вещи на подрулевых переключателях, на передней панели в разных местах блоки кнопок и на центральной консоли с тачскринами. В гоночных машинах подрулевые переключатели часто убирают. Все функции переносятся на тумблеры и кнопки располагаемые в доступности пилота или штурмана на центральной консоли. Никаких тачскринов, так как пилоты в перчатках и вибрации. Важно отметить, что во время движения по гоночной трассе пилот или экипаж плотно притянуты и пристегнуты к сиденьям и все жизненно важные органы управления и кнопки должны быть доступны без отстёгивания.

В ралли порой даже появляются кнопки в ногах у штурмана, такие как например гудок или принудительное отключение вентилятора для проезда бродов. Штурман нажимает их ногами не отстегиваясь и не отвлекаясь от стенограммы. Конечно же встречаются кнопки и на руле, в кольцевых гонках, где можно, их там бывает очень много. Главный пример конечно формула один, где руль стоит уйму денег и он как главная панель управления автомобилем-компьютером.

Помимо каких-то бытовых вещей типа зажигания, омывателя, очистителя и света на тумблерах естественно и чисто гоночные инструменты. Например антилаг, лаунч, режимы управления двигателем, вентиляторы охлаждения и т.д. Со временем некоторые тумблеры уходят на многокнопочные панели управления с экранами.

Как мы писали выше, многие системы удаляются, но и много дополнительного оборудования появляется. Например:
— Система регистрации данных (телеметрия)
— Связь с боксами
— Переговорное устройство между пилотом и штурманом (интерком)
— Навигационное оборудование (в ралли рейдах это очень важно)
— Системы предоставленные организатором, для отслеживания экипажей
— И другие

И конечно все это должно быть очень надежно, поэтому на дорогих автомобилях даже применяют специальные разъемы для соединения жгутов.

Мелочей в автоспорте не бывает, работают над каждой деталью. Надежность — это главное, что нужно от проводки. Малый вес тоже не был бы лишним. Все блоки управления, блоки реле и предохранителей переносятся в салон для защиты от пыли воды и грязи. Все салонные панели, обшивки оставшиеся внутри очень легкие.

Добавить комментарий