Что будет, если вы спросите у знатока автомобилей о Porsche 965? С наибольшей вероятностью в ответ вы услышите, что так иногда называют 911 Turbo в кузове 964. Несмотря на популярность, это мнение ошибочно. Под индексом 965 скрывается куда более интересный автомобиль.
Задуманный как бюджетный преемник инновационной, но очень дорогой 959ой модели и замена для стремительно устаревающего Turbo в кузове 930, Porsche 965 был важной для развития компании вехой. Несмотря на то, что в его основе лежит 964 Carrera 4, этот проект вобрал в себя множество технических решений, в дальнейшем нашедших применение в других моделях Porsche, например: PDK, полный привод с распределением момента по осям, водяное охлаждение, пневмоподвеска и многие другие.
Автомобиль проектировался под преодоление планки в 300 км/ч, для чего, по расчетам инженеров, требовалась отдача двигателя как минимум в 370 л.с. Этих показателей планировалось достичь с помощью 24-клапанной 3,5литровой оппозитной шестерки твин-турбо с водяным охлаждением головки блока цилиндров. Вся эта мощь передавалась на четыре колеса через систему полного привода, несколько отличавшуюся от устанавливающейся на родственной 964 Carrera 4. У той крутящий момент жестко распределялся с соотношением 31:69 в пользу задней оси, тогда как на прототипе устанавливалась регулируемая система от 959й модели. Коробка передач была не менее впечатляющей: PDK с двумя с сцеплениями, разработанная для гоночных прототипов Porsche 962. Серийно она стала устанавливаться только к 2009 году на 911 (997) Turbo. Хотя механика, как опция, по-прежнему планировалась.
Что же погубило столь многообещающее авто? Ответ прост: деньги. На рубеже десятилетий произошли кадровые перестановки в руководстве Porsche. В связи с падающими продажами в США и убыточностью производства 959ой модели, верхушка решила урезать расходы. Под нож попали открытые модификации 928ой модели, завершилось производство Porsche 924. Но программа 965, хоть и с некоторыми изменениями, осталась на плаву. Сменив в 1988 году индекс «965» на рыночное название «969», инженеры выявили некоторые проблемы: оппозитный турбомотор с четырьмя клапанами на цилиндр слишком перегревался, и для его доводки требовалась немалая сумма.
Проект оказался под угрозой отмены и было решено попробовать использовать альтернативные силовые установки. Поискав по закромам, решили установить либо гоночный двигатель Porsche Indy V8, либо его шестицилиндровую версию, причем как в атмосферных, так и в турбированных вариантах. Как запасной вариант, продумывалась установка, на первых порах, форсированного мотора от 930 Turbo, с последующей его заменой к 1992 году на перспективный агрегат полностью водяного охлаждения – Wasserboxer.
Но в 1989 году Porsche 969 умер, так и не родившись. Так как при предполагаемой розничной цене в 200,000 дойчмарок, 969 уже не был преемником 911 Turbo, и его коммерческий успех казался маловероятным, руководство приняло решение свернуть проект в пользу более дешевого и простого 964 Turbo со старой 3.3литровой силовой установкой с одной турбиной. В результате, из 16 построенных прототипов, было уничтожено 15, а также оборудование для их изготовления, макеты и часть документации. До наших дней сохранился один экземпляр Porsche 965, он находится в Музее Porsche и лишь недавно был показан публике. Матово черный экземпляр без опознавательных знаков использовался для испытаний на дорогах общего пользования, и потому оклеен маскировочной пленкой. Под капотом у него располагается двигатель от Audi V8, на котором отрабатывали возможность установки V-образных силовых установок.
Грустный финал для потенциального прорыва в автомобильной индустрии. Porsche 969 (965) не стал легендой, но его наследие до сих пор живо в современных автомобилях марки.