Panoz. Звучит не очень, но едет — что надо. — SONIC TRACE CLUB
Panoz. Звучит не очень, но едет — что надо.

Panoz. Звучит не очень, но едет — что надо.

Порой на то, чтобы осознать, что твоё признание – автомобили, что ты хочешь и можешь сделать нечто стоящее в этой сфере, человеку требуется достаточно много времени, и благо, если это время не было упущено совершенно бездарно и стало фундаментом для новой страсти. Наш сегодняшний герой, Дональд Паноз, более известный как Дон – отличный пример воплощения в жизнь американской мечты. Эго отец, Евген Панунцио, эмигрировал в США из Италии в 1900 году. На жизнь он зарабатывал боксом и даже завоевал чемпионский титул в полулёгком весе. Как многие другие эмигранты, он сократил и упростил свою фамилию, поэтому родившийся в 1935 году сын Дональд получил фамилию Паноз.

Мальчика отправили в военную школу, после которой он несколько лет служил на военной базе в Японии. Однако жить, руководствуясь приказами, было не по натуре Дона, и, вернувшись из командировки, он отправляется в университет, учится ведению бизнеса, одновременно устроившись на работу управляющим двумя аптеками. Уже в 1961 году Дон Паноз стал учредителем фармацевтической компании и долгие годы работал именно в этом направлении, к примеру, патент на никотиновый пластырь принадлежит именно его компании. Впоследствии он расширял отрасли своих интересов, открывая спа-центры, курорты, производство LED-дисплеев и так далее.

Ничто не предвещало появления у Дона Паноза интереса к автомобильному бизнесу, пока его сын Дэн, в конце 1980-х не устроился на работу в небольшую семейную компанию по производству лёгких спортивных автомобилей Thompson Motor Company. Предприятие не было особо успешным и обанкротилось в 1987 году, выпустив всего 39 автомобилей. Однако в активе этого небольшого автопроизводителя был очень важный ресурс – шасси, разработанное легендарным автомобильным инженером Френком Костином, некогда создававшим спортивные автомобили для Maserati, Lotus, Marcos и других. Дэн Паноз купил у Thompson Motor Company права на производство этого шасси, и огромными усилиями уговорил скептически настроенного отца наладить его производство в Штатах.

С 1989 года начинается история автомобильной марки Panoz. Первый Panoz Roadster увидел свет в 1992 году, он стал первым американским автомобилем с алюминиевым кузовом, в основе была трубчатая рама, ровно та же, что и на ирландском авто. Первые 10 автомобилей были собраны силами коллектива из семи человек. Самым важным же отличием от TMC стали доноры. Если в ирландском автомобиле в базе стоял 1,6-литровый мотор Ford Crossflow мощностью 84 л.с., либо за отдельные деньги тот же мотор с тюнингом от Cosworth, выдававший от 110 до 130 л.с., то в американском авто донором всех важных органов стал Ford Mustang. Это был 5,0-литровый 225-сильный V8 и 5-ступенчатая механика. Эти новшества позволяли разогнать лёгкий родстер до сотни всего за 5,1 секунды. В нём не было ничего для комфорта, единственным предназначением родстера была выработка адреналина. В такой конфигурации было выпущено 44 автомобиля.

С появлением нового поколения Mustang изменились и характеристики Panoz Roadster, кроме того, шла борьба за снижение веса замещением всего железа на алюминий, стали предлагаться и версии в тюнинге. До 1999 года было выпущено еще 176 модернизированных родстеров, теоретически такой можно заказать и сегодня.

В 1996 году Дон Паноз в очередной раз поддержал начинание сына: понимая, что гонки – это лучшая реклама, он помог создать гоночную команду и совместно с британской компанией Reynard Motorsports началась разработка автомобиля, способного выступать в чемпионате FIA GT, в старшем классе. Это был единственный автомобиль этого класса с передним расположением мотора, остальные авто класса были среднемоторными. За необычные пропорции и форму носа Panoz получил прозвище «Batmobile». Официальное название модели же было Esperante GTR-1. Мотор был заказан у другой легендарной команды: Roush Racing NASCAR построил 6,0-литровый V8 на основе двигателя Ford.

В сезоне 1997 дебютировало шесть гоночных Panoz Esperante GTR-1 выступавших как в европейском, так и в американском чемпионатах. Заводская команда Panoz в Америке показывала неплохие и стабильные результаты, заняв 2-е место в чемпионате, уступив заводской команде Porsche. В Европе против заводских европейских команд бороться было значительно сложнее. Постепенно гоночное подразделение Panoz расширило сферу своих интересов на разные чемпионаты и классы, включая гоночные прототипы Ле-Мана и гоночные серии с открытыми колёсами. Такой же автомобиль каждый желающий может заказать себе и сегодня, хотя на текущий момент существует лишь одно негоночное шасси в руках Дэна Паноза.

Не гоночный Panoz Esperante появился в продаже лишь в 2000 году и их выпуск продолжается и на сегодняшний день. Они постоянно совершенствуются и автомобиль, заказанный сегодня, лишь внешне будет похож на автомобиль 2000-го года. Под капотом можно встретить доработанные моторы как Ford, так и GM мощностью от 305 до 560 л.с.

В 2011 году Panoz представил очень смелый авто в классе гран-туризмо, под названием Abruzzi. Предполагалось, что будет выпущен всего 81 экземпляр, стоимость каждого – около 500 000$. Под капот устанавливался LS3 от GM, который выдавал 650 л.с., однако, видимо, компания так и не получила ни одного заказа и автомобиль не был выпущен.

В 2016 была показана модель Avezzano, названая в честь итальянской деревни, откуда родом были Панунцио. Следуя традициям, это переднемоторный, заднеприводный двухместный авто с V8, шестиступенчатой механикой и алюминиевым кузовом. Его мощность – 430 л.с. без нагнетателя, или 580 с нагнетателем. И, следуя традициям марки, он в первую очередь создан для гонок и адреналина. В гонках Avezzano дебютировал в 2016-м, а гражданская версия появилась лишь в 2017-м.

Интересы семейства Паноз не ограничились только производством серийных и гоночных автомобилей, а также участием в гонках. «Что же еще?», – спросите вы. В 1999 году Дон Паноз основал американскую серию Ле-Ман. Но об этом в другой раз…

Добавить комментарий