Возможно, вы слышали о том, что развитие знаменитого итальянского бренда далеко не всегда шло, как по нотам: история Lamborghini знает немало взлетов и падений. Один из самых, пожалуй, странных эпизодов связан с компанией Chrysler, в состав которой Lamborghini пусть и недолго, но все же входила. Дело в том, что по инициативе тогдашнего главы корпорации, знаменитого «антикризисного менеджера» Ли Якокки Lamborghini чуть не прекратила существование как самостоятельный бренд. Впрочем, в 1987 году, когда Chrysler выкупил почти обанкротившуюся итальянскую компанию за смешную сумму в 25 миллионов долларов, ничего еще не предвещало подобного развития.
Первым овеществленным результатом поглощения стал экстравагантный концепт Lamborghini Portofino. Его появление на выставке во Франкфурте оказалось своего рода сенсацией: вряд ли в истории марки найдется много Lamborghini, так разительно непохожих на Lamborghini. Дело в том, что, спеша отметить приобретение итальянской компании и продемонстрировать свой транснациональный статус, американцы использовали для создания концепта уже имевшиеся наработки. По инициативе Боба Лутца, занимавшего тогда пост вице-президента Chrysler, прототип построили «по следам» малоизвестного эскизного проекта Chrysler Navajo. Созданный дизайнером Кевином Вердайном «Навахо» на тот момент добрался лишь до этапа глиняных макетов, и Лутц решил, что незачем добру пропадать.
То, что слепили в Chrysler, получило название Lamborghini Portofino. Седан с мотором в пределах колесной базы получил гильотинные двери, роскошный салон с четырьмя спортивными креслами и уникальный логотип: специально для проекта – и в качестве символа поглощения одной компании другой – фирменного быка Lamborghini вписали в тогдашний крайслеровский пятиугольник.
А вот все металлические «потроха», в отличие от дизайна, имели итальянское происхождение. Седан базировался на удлиненной тележке «доступного суперкара» Lamborghini Jalpa и, соответственно, оснащался тем же самым мотором. Надо сказать, довольно скромным: Portofino снабдили 3,5-литровым восьмицилиндровым агрегатом, развивавшим 255 л.с. В серию концепт, к счастью, не пошел, но стилистические элементы и компоновочные решения, реализованные на нем, применялись очень широко. Вспомните хотя бы Dodge Intrepid и Chrysler Concorde, или антикрыло знаменитого Dodge Stealth, или, наконец, схему cab forward со сдвинутым вперед салоном, которую в корпорации использовали достаточно долго. Среди итальянцев же Portofino очень долго служил мишенью для едких шуточек.
Вообще, бытует мнение, что Ли Якокка санкционировал постройку единственного в своем роде прототипа исключительно ради укрепления имиджа Chrysler, а его планы на марку Lamborghini были совершенно исключительными. Как писал сам Боб Лутц в своей колонке для издания Road&Track, глава корпорации собирался превратить слово Lamborghini… просто-напросто в обозначение топовых комплектаций для стандартных моделей Chrysler! Именно такую трансформацию в свое время пережил бренд Ghia, став всего лишь придатком Ford, и именно это происходит сейчас с маркой Maybach.
По словам Лутца, определенная логика в таком решении была, но некоторые управленцы Chrysler – включая самого Боба – оказались им просто шокированы. Лутц посоветовал вице-президенту Chrysler по дизайну Тому Гейлу использовать метод «злонамеренного послушания»: всерьез построить такой Chrysler Lamborghini Edition, чтобы у самого Якокки вызвать отвращение к его идее. И Гейл взялся за дело.
Базой для первого в истории «Крайслерджини», который появился на свет в начале 90-х, стал большой седан Chrysler Imperial. Ему уменьшили дорожный просвет, избавили от виниловой крыши, выкрасили в нарочито итальянский красный цвет и снабдили итальянскими же колесными дисками. Интерьер отделали светло-коричневой кожей в лучших традициях Апеннинского полуострова и, само собой, разбросали повсюду логотипы Lamborghini.
Свидетели этого процесса потом вспоминали, что шильдиков и бэджиков, использованных на седане, хватило бы, чтобы уклеить ими все лобовое стекло Lamborghini Countach, а сам Лутц называл это творение не иначе, как кощунством. Проект похоронили. Да и компания Lamborghini очень скоро вышла из-под контроля американцев, умудрившись построить в эпоху владычества Якокки один из самых знаменитых своих суперкаров – легендарный Diablo. Американцам же на память об этом смутном периоде остался чудовищный восьмилитровый V10, разработанный при непосредственном участии инженеров из Санта-Агаты для проекта Dodge Viper.