Казалось бы, можно вряд ли придумать что-то более безумное, чем Ford Transit с двигателями от спорткаров из Ле-Мана? Переплюнуть американцам в этом вопросе удалось французам, когда в 1995 году свет увидел Renault Espace с мотором от болида Формулы-1! История появления этой сумасшедшей модели весьма прозаична и посвящена двум датам — круглой в виде 10-летия модели Renault Espace и «обычной» в виде титулов Renault в Формуле-1 в качестве моториста. Французская марка осталась поставщиком моторов и сотрудничала, в частности, с командой Williams с которой собрала не только череду титулов в чемпионата мира, но и создала этот необычный образец автопрома.
Первые три поколения Renault Espace выпускала французская компания Matra, известная своей продукцией авиакосмической отрасли, вооружением, разнообразными транспортными средствами и товарами для сферы телекоммуникаций. Участвовала Matra и в гонках, даже став с шотландцем Джеки Стюартом обладателем Кубка конструкторов 1969 года. В числе серийной продукции значились в том числе и минивэны Renault, поэтому, учитывая опыт Matra в автоспорте и автопроме, а также непосредственное участие в работе с Espace, эта компания вошла в тройку создателей Renault Espace F1.
По сути, от «обычного» Renault Espace в «формульном» Renault Espace было только имя да очертания кузова. В основу проекта Espace F1 легло углепластиковое шасси, созданное по канонам Формулы-1, а кузов хоть и соответствовал по дизайну Espace J63, но вместо стеклопластика был выполнен из карбона. Всё это было сделано не просто для красоты — необходимо было внедрить в эту конструкцию двигатель и коробку передач от болида Williams-Renault FW15C.
Машина 1993 года считается одной из лучших и самых красивых за всю историю Формулы-1. По эффективности ей также равных нет — созданный Эдрианом Ньюи и Патриком Хэдом болид стал последним в Формуле-1, где применялись активная подвеска, система трэкшн-контроля, антиблокировочная система, полуавтоматическая коробка передач и многое другое.
Француз Ален Прост, выигравшей на этой машине титул в сезоне-1993, называл её «маленьким Airbus». Чтобы было понятно — Williams в тот сезон выиграл 15 квалификаций из 16, а его пилоты на двоих (Прост с британцем Деймоном Хиллом) одержали победы в десяти Гран-при, принеся команде Кубок конструкторов.
Этот во всех отношениях выдающийся болид и поделился «сердцем» с Renault Espace F1. 3,5-литровый 40-клапанный Renault RS5 V10 мощностью 800 л.с. (на болиде Формулы-1 двигатель выдавал «всего» 700 л.с.) установили посреди салона. Как и на гоночной машине, мощность передавалась на задние колеса через шестиступенчатую полуавтоматическую коробку передач, также использовавшуюся в Williams FW15C. Динамические характеристики вышли на зависть!
Карбоновый минивэн разгонялся с 0-100 км/ч за 2,8 секунды, отметку в 200 км/ч преодолевал через 6,9 секунды после старта с места и был способен ускоряться до максимальной скорости 312 км/ч. Естественно, под стать двигателю были и тормоза — карбон-керамические механизмы позволяли проделать упражнение 0-270-0 км/ч менее чем за 600 метров! Неплохо, для машины массой 1,3 тонны, длиной более четырёх и шириной свыше двух метров?
Как и подобает формульному болиду, Renault Espace F1 был весьма сложен в эксплуатации. Для запуска двигателя требовался внешний стартер и бригада механиков, а для настройки и контроля состояния двигателя, подвески и системы телеметрии необходимы были отдельные компьютеры и, соответственно, инженеры к ним. В салоне предсказуемо никакими удобствами и не пахло.
Под аэродинамически проработанным (иначе для машины с подобными характеристиками и быть не могло!) кузовом скрывались четыре сиденья-ковша с карбоновой основой, а поперёк салона, прямо за спинками кресел переднего ряда, проходил усилитель, к которому также крепились многоточечные ремни безопасности. Ни о каком комфорте речи не шло — управлять этим монстром предстояло в полной гоночной экипировке, включая комбинезон, ботинки, перчатки и, естественно, шлем.
Но и без шика тоже не обошлось — все лишние элементы были убраны, а их места забраны карбоновыми панелями, кресла щеголяли светлой обивкой, а неказистый стандартный руль был заменён элегантной спортивной баранкой с замшевой обивкой.
В задней части крыши красовалось гигантское антикрыло со встроенными в его боковины оранжевыми проблесковыми маячками, колёса декорировались специальными колпаками для улучшения аэродинамики и охлаждения могучих тормозов, а в качестве покрышек предсказуемо использовались гоночные слики — естественно, производства Michelin.
Выпущен Renault Espace F1 был всего в двух экземплярах, став отличным подарком для юбилей модели и принес три чемпионских титула французским моторам в Формуле-1, после чего автомобиль оказался в музее Matra.
Да, безумный минивэн периодически выбирается на всеобщее обозрение на различные выставки ретро-автомобилей, но вряд ли сейчас он окажется на гоночной трассе с Аленом Простом, Эриком Бернаром или Дэвидом Култхардом (шотландец, кстати, в своё время катал сэра Фрэнка Уильямса на Renault Espace F1). Зато прокатиться на нём может любой желающий — стоит только отыскать игру Gran Turismo 2, одним из героев которой и стал плод творчества трёх французских компаний.