Один знакомый моторист и бывший мотогонщик когда то сказал фразу о двухтактном моторе, которая очень запомнилась: «Жизнь двухтактного мотора как у бабочки — очень яркая, но недолгая». И сегодня мы расскажем вам об одном таком гоночном двухтактном двигателе — Honda NSR500. Автомобилисты редко сталкиваются с двухтактными двигателями и поэтому мало о них знают. А ведь двухтактники обладают двумя огромными преимуществами — огромная литровая мощность и очень малый вес. Эти характеристики идеально подходят для гоночных мотоциклов.
Honda NSR500 был самым успешным из полулитровых двухтактных Гран при мотоциклов и зачастую наиболее опасным из всех. Это было связано главным образом с его двигателем V4, который был вообще самый мощным в гоночной сетке. Норов и мощность его была настолько жесткой, что лучшие гонщики мира, в том числе и Валентино Росси, не всегда могли его полностью контролировать. NSR дебютировал в 1984 году и с тех пор на этом мотоцикле за 18 лет, было выиграно 10 Гран-При в классе 500 и 130 отдельных гонок. Такой успех прежде всего связан с устройством двигателя и малым весом самого болида. Двухтактный двигатель Honda NSR500 с одним коленвалом, без дополнительных балансиров, получился очень легким и обладал малым гироскопическим эффектом, что позволяло улучшить маневренность мотоцикла в поворотах. Огромная мощность позволяла быстро разгоняться.
Мощность двигателя постоянно росла и в 1989 году она составляла уже 190 л.с. а в 2000г 200 л.с. Около 18 лет мотоциклы Honda, оснащенные этим безумным двигателем состязались и выигрывали на гоночных трассах по всему миру. По сей день двигатель NSR500 является одним из самых безумных двигателей из когда либо созданных. Получается литровая мощность 200 л.с. на 0,5 литра то есть 400 сил на 1 литр объема и при этом вес мотоцикла 135 кг. Энерговооруженность не слабая: 1,48 л.с. на 1 кг веса! Но за все надо платить. В данном случае охренительный расход топлива (это вообще особенность двухтактных моторов обусловленная гениально простой системой газораспределения), а у гоночных моторов так тем более, и очень малый моторесурс.
И ведь действительно, жизнь двухтактного двигателя как у бабочки — яркая и недолгая.
Технические характеристики Honda NSR500.
Год выпуска: 1992
Мощность двигателя: до 200 л.с. при 14000 оборотов в минуту на 2000 год.
Крутящий момент: 106 н/м при 11450 оборотов в минуту
Рабочий объем: 498 куб. см.
Двухтактный, 60-градусный, 4 цилиндровый, V образный
Ширина двигателя: 300 мм
Масса двигателя: 45 кг
Масса мотоцикла без топлива: 135 кг
Запас топлива: 32 литра
Максимальная скорость: более 320 км/час
Разгон 0-100 км/ч: около 2 сек (сильно зависит от массы пилота и топлива).