Одним из самых ожидаемых гоночных событий 1968 года был European HillClimb Championship – чемпионат по подъему на холм. А за год до него Ferrari анонсировала и даже протестировала новый прототип, предназначенный специально для гонок подъемов на холм. Оснащенный оппозитным двигателем от болидов Ф1 автомобиль мог стать очень серьезным соперником для немцев, которые первоначально использовали в этих заездах машины, разработанные для других дисциплин. Правда, к тому моменту уже был 910/8, первый автомобиль Porsche, созданный именно как болид группы 7 для подъемов на холм. Но Фердинанд Пих решил, что для успешного противостояния новому Ferrari немецкий конкурент должен быть более совершенным. И началась разработка модели 909. Над названием думали недолго – «Berg» в переводе с немецкого означает «гора». «Горный спайдер».
Как и в случае с подготовкой автомобилей для соревнований Can-Am, инженеры Porsche воспользовались малым количеством технических ограничений для группы 7. По правилам болиды должны были иметь два места и двигатель объемом не более двух литров, но ничего не говорилось про их минимальный вес. 910/8 уже мог считаться ультралегким – его масса составляла всего 420 килограммов. Но Пих поставил четкую цель: 909 должен быть еще легче. Этой цели были подчинены все этапы разработки, ведь никто не мог сравниться с Porsche в умении работать с легкими металлами, сплавами и стеклопластиком. Шасси автомобиля было сделано из алюминия, а подвеска получила титановые элементы. Особого внимания заслуживают тормоза: их диски сделаны из бериллия, покрытого хромом для предотвращения распыления ядовитого металла. Каждый такой тормоз стоит около тысячи долларов, зато он вчетверо легче обычного. Топливный бак 909 был рассчитан всего на 16 литров, от топливного насоса вообще избавились.
Приводил машину в движение оппозитный восьмицилиндровый двигатель типа 771 объемом 1981 см3. Этот мотор, разработанный на основе формульного Type 753, после замены карбюратора на впрыск топлива выдавал 275 л. с. при 9200 оборотах, а на его сборку тратилось 220 часов. Он был сильно сдвинут вперед, к центру машины, а пятиступенчатая коробка передач располагалась между ним и дифференциалом. Это позволило сконцентрировать основную массу в пределах колесной базы, но пилот теперь вынужден был сидеть практически между передними колесами, вытянув ноги далеко за них, а стабилизатор поперечной устойчивости оказался перед приборной панелью. Слева от двигателя расположились топливный и масляный баки, справа – аккумулятор. Вся проводка стала серебряной: медь посчитали слишком тяжелой. Кузов автомобиля был создан с учетом специфических особенностей HillClimb-гонок, а материалом для него стало тонкое до прозрачности стекловолокно. Благодаря всем этим ухищрениям вес машины снизился на 100 фунтов и составил 375 кг, чего и добивались создатели.
Два автомобиля были готовы к третьему раунду чемпионата 1968 года. Для восхождения на Гайсберг пилот Рольф Штоммелен взял долгожданную новинку, а его напарник Герхард Миттер предпочел проверенный 910/8. И он пришел первым, а вот Штоммелену удалось занять лишь третье место. На гору Мон Венту водитель 909-го забрался вторым. Его напарник снова лидировал. Таким же оказался и общий результат чемпионата: Штоммелен занял второе место, а Миттер – первое. Проигрыш 909-го предшественнику в Porsche сочли провалом, и больше Bergspyder в гонках не использовали. В 1969 году в отсутствие Porsche новый автомобиль Ferrari 212Е одержал убедительную победу, показав, что опасения Фердинанда не были необоснованными. Позже опыт, приобретенный при постройке 909, был использован в других болидах вроде 908/3, а сами Bergspyder сейчас находятся в музее фирмы Porsche. Но могли ли они составить конкуренцию «двести двенадцатым»? Вряд ли когда-нибудь это выяснится. Текст взят отсюда — ( https://www.a777aa77.ru/report/porsche-909-bergspyder.. ) и дополнен небольшими заметками и ТТХ. Технические характеристики:
ДВИГАТЕЛЬ: Type 771/0
- Оппозитный 8-ми цилиндровый
- Блок цилиндров и головка блока из легких сплавов
- Топливо: бензин
- 4-х тактный
- Атмосферный
- Двигатель имеет воздушное охлаждение
- Расположение двигателя: посередине, продольно, в пределах колесной базы
- Подача топлива: механическая система впрыска топлива Bosch
- Количество свечей на цилиндр: 2
- Рабочий объем (см3): 1981
- Диаметр цилиндра (мм): 76
- Ход поршня (мм): 54.6
- Степень сжатия: 10.4
- 2 клапана на цилиндр , 4 верхних распределительных вала (DOHC).
- Мощность: 275 л.с при 9000 об/мин.
- Крутящий момент: 211 Нм при 7100 об/мин.
- Система смазки с сухим картером.
ШАССИ И КУЗОВ:
- Алюминиевая пространственная трубчатая рама.
- Кузов из стеклопластика
ПОДВЕСКА: независимая всех колес.
- Спереди: двойные поперечные рычаги, винтовые пружины и амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости
- Сзади: нижние перевернутые рычаги, верхние тяги, винтовые пружины и амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости, двойные радиусные рычаги.
ТОРМОЗА И РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ:
- Рулевое управление: шестерня и рейка.
- Тормоза: дисковые, вентилируемые, на всех колесах.
ТРАНСМИССИЯ:
- КПП : 5-ти ступенчатая механическая.
- Задний привод.
ПОКАЗАТЕЛИ:
- Разгон от 0 до 100 км/ч (в секундах): 1.9
- Максимальная скорость (км/ч): 250
- Масса автомобиля (кг) : 384 (около 400 по другим данным)
- Соотношение мощности к массе (л.с на тонну): 710
- Топливный бак 16 литров. Топливный насос отсутствует
РАЗМЕРЫ:
- Длина (мм): 3440
- Ширина (мм): 1800
- Высота (мм): 710
- Колесная база (мм): 2260
КЛАСС АВТОМОБИЛЯ:
- Предназначен для соревнований по подъемам на холм