NHRA — National Hot Rod Association, всемирно известный американский чемпионат по дрэгрейсингу.
Прародителем американского профессионального дрэгрейсинга и основателем считается Уолли Паркс, человек, который сначала гонял по высохшим озерам в пустыне Мохаве, а затем, уже после 2-й мировой войны, в 1951 году в штате Калифорния основал NHRA – для того, чтобы легализовать дрэгрейсинг и сделать его национальным видом спорта. В 1953 году состоялись первые соревнования на огромном открытом паркинге в Помоне (Калифорния).
Первые дрэгстеры были лишь немного большим, чем обыкновенные уличные автомобили. Немного мощнее, немного легче, немного более усовершенствованы. Но вместе с началом гонок началось и развитие гоночной техники. Теперь машины строились уже специально под дрэгрейсинг, двигатели форсировались все больше, в них заливалось все более нестандартное топливо, а кузова облегчались до предела.
До определенного момента все двигатели и основные элементы трансмиссии у автомобилей располагались спереди, пока в 1970 году Дон Гарлитс, легенда американского дрэгрейсинга, не подорвался в собственном дрэгстере. От взрыва двигателя трансмиссия, расположенная у него между ног, разлетелась на части и оторвала ему часть ступни. После этого в конструкцию дрэгстеров были внесены важные изменения, и с тех пор история ни разу не оглядывалась назад.
С совершенствованием гоночных болидов, спортсмены проходили определенные рубежи скорости: в 1984 году был преодолен рубеж в 260 миль в час (416 км/ч), в 1986 – в 270 миль (432 км), в 1987 – в 280 миль ( 448 км/ч), в 1989 – в 290 миль ( 464 км/ч). В 1992 году чемпион в классе Funny Car Кенни Бернштайн взял барьер в 300 миль в час (480 км), а 7 лет спустя Тони Шумахер поставил новый рекорд скорости – 330 миль в час (528 км/ч).
Именно в Калифорнии и располагается до сих пор штаб-квартира Ассоциации, а трасса в Помоне (Калифорния), на которой всегда проходит открытие, а также и финальный этап ежегодных соревнований, считается лучшей из почти что 140 трасс в США. На сегодняшний день лицензии NHRA выданы более чем 35 000 гонщиков, а сама ассоциация считается крупнейшей в мире: в нее входит более 80 000 действительных членов.
Под эгидой NHRA проводится огромное количество мероприятий, но конечно самыми крутыми считаются профессиональные гонки «старших классов», так называемых Top Fuel, проходящие в составе соревнований NHRA Full Throttle DragRacing. Есть и любительские заезды, но в них участвуют машины попроще и подешевле, хотя и эти события привлекают внимание огромного числа зрителей. Проходят и те и другие как правило вместе, во время одного этапа, но преимущество всегда на стороне Top Fuel.
В течение года проходит 24 этапа дрэгрейсинга, во время которых гонщики получают очки не только по результатам соревнований, но и по результатам квалификации. Эта система была введена относительно недавно для того, чтобы повысить интерес к заездам не только у лидеров в своих классах, но и у тех, кому удача улыбается время от времени.
Интересно, что весь гоночный сезон разделен на две части. Во время первой половины сезона очки во время гонок набирают все пилоты, но затем, по итогам полугодия выбирается 10 лучших гонщиков, которые затем зарабатывают очки в борьбе за 1-е место, остальные же продолжают участвовать в этапах, но уже без шансов попасть на подиум.
Победители в классе награждаются не только специальными статуэтками, которые носят имя «Уолли» в честь Паркса, но и существенными денежными призами. Американцы со свойственной им прагматичностью не делают большого секрета из сумм, которые получают лучшие пилоты. Естественно, чем «старше» класс, тем больше сумма, а колеблются они в размере от $50 000 до $400 000.
На сегодняшний день участники делятся на 20 классов, но профессиональными считаются только 4:
Top Fuel – сигарообразный корпус длиной порядка 7,6 метров и весом порядка 1020 кг Оснащен расположенным сзади двигателем с механическим нагнетателем объемом 8,2 л (500 кубических дюймов) и мощностью около 7 000 л.с., работающем на нитрометане. Время прохождения квотермайла – примерно 4,4 секунды со скоростью на финише 330 миль в час (примерно 528 км/ч)
Funny Car – идентичный моторам класса Top Fuel двигатель – расположен спереди. Более короткая база по сравнению с Top Fuel, плюс автомобиль обладает легким карбоновым кузовом, по общим очертаниям похожим на стоковый автомобиль. Время прохождения четверти мили – 4,7 с, скорость также порядка 330 миль в час.
На Фанни карах, как и на Top Fuel дрэгстерах нет коробки передач, а крутящий момент передается сразу на задние колеса, обутые в огромные слики, с помощью многоступенчатого сцепления, которое активируется специальным таймером.
Pro Stock – их еще часто называют «заводскими хот родами». Эти автомобили – наиболее технологически развитые среди всех классов. Они обладают расположенным спереди двухкарбюраторным двигателем, с объемом не более 8,2л (500 кубических дюймов), который работает на специальном высокооктановом бензине и развивает мощность свыше 1300 лошадиных сил, и делает более чем 10500 оборотов в минуту. Вес автомобиля не должен быть ниже 1065 кг. 402 метра такой автомобиль преодолевает за 6,6 секунды со скоростью более 208 миль (330 км/ч).
Pro Stock motorcycles – обладают супермодифицированными двигателями и корпусами, могут развивать скорость свыше 195 миль в час ( 312 км/ч) и проходить дистанцию в 402 метра меньше чем за 7 секунд. Класс допускает большое количество вариантов мотоциклов, но двигатели должны быть либо V-образные от Harley-Davidson либо Buell объемом не выше 2,6 литра (160 кубических дюймов), либо рядные 4-х цилиндровые от Suzuki и Kawasaki, объемом не выше 1,6 литра (101 кубический дюйм). Единственный разрешенный вид топлива – высокооктановый бензин, прямой впрыск запрещен.
В градации есть и другие категории, на первый взгляд мало чем отличающиеся от основных классов. Тем не менее, они уже не являются профессиональными.
Например, это:
Top Alcohol Dragster – Top alcohol (В Европе они носят название Top Methanol) дрэгстеры могут выглядеть очень похожими на Top Fuel, но между ними есть ряд существенных отличий. На этих автомобилях могут быть использованы двигатели с нагнетателем, работающие либо на чистом метаноле, либо на метаноле с впрыском нитрометана. У вторых коробки передач нет в принципе, в то время как у первых есть целых 3 передние передачи. Вес их тоже может колебаться в определенных пределах, а длина базы ограничена 7,6 метрами. При этом их средняя скорость на финише – более 430 км, ч, а время прохождения дистанции порядка 5,2 секунд
Top Alcohol Funny cars – в отличии от своих старших братьев, эти фанни кары могут использовать в качестве топлива только метанол, а их трансмиссия ограничена 3-мя передачами. Прохождение квотермайла – 5,5 секунд со скоростью около 410 км/ч.
Помимо этих классов в заездах и другие, наиболее распространенные из которых — Comp, Superstock, Stock, Supercomp, Supergas и Superstreet. В этих классах допускается большое количество различных вариаций на тему двигателя, кузова, шасси и трансмиссии, это самые многочисленные классы из всех соревнующихся. Однако большинство из них имеет определенное ограничение по времени прохождения дистанции – так, например, Supercomp едет четверть мили не быстрее 8,9 секунды, Supergas -9,9, а Superstreet – 10,9 секунды. При стартах этих автомобилей очень часто используется гандикап. Гандикап это стартовая система, которая используется при старте двух машин с разными потенциалами. В этом случае более слабому сопернику предоставляется некая «фора», которая составляет примерную разницу во времени для достижения финиша.
Помимо Уолли Паркса есть еще несколько знаменитых американских гонщиков, которые сыграли свою роль в развитии американского дрэгрейсинга.
Ширли Малдауни – одна из самых знаменитых женщин в истории гонок NHRA. Она пилотировала настоящий Top Fuel и трижды становилась чемпионкой. Ушла из больших гонок она в возрасте 61 года!
Скотт Калитта — один из 14 пилотов за всю историю американского дрэгрейсинга, который не только участвовал в заездах сразу в двух классах, но и побеждал в обоих. Он 17 раз становился чемпионом в классе Top Fuel и один раз в классе Funny Car. Но к сожалению, в историю он вошел еще и по другой причине. В июне 2008 года он погиб во время квалификационных сессий одного из этапов. Двигатель его автомобиля взорвался уже практически у финишной линии, тормозные парашюты отказали, и его автомобиль на скорости примерно в 500 км/ч врезался в стену ограждения. Калита умер по дороге в больницу. Говорят, что если бы он смог хотя бы немного затормозить – он бы выжил.
После его гибели советом Хот Род Ассоциации было принято временное решение сократить дистанцию проведения гонок в старших классах до 1000 футов в длину (примерно 300 метров), чтобы уменьшить скорость автомобилей на выходе.
Джон Форс – пилот фанни кара, человек, на счету которого больше всего выигранных заездов : 1036 на сегодняшний момент. Он становился чемпионом NHRA 14 раз, из них 10 титулов он завоевал подряд, один за одним. Сейчас он продолжает участвовать в гонках, однако за последние несколько лет так ни разу и не побеждал.
Сейчас в составе его команды гоняется и три его дочери, а одна из них, Эшли Форс, выступает весьма успешно и даже была недавно признана лучшим дебютантом. Эта девушка сейчас необычайно популярна, и во время соревнований все вокруг пестрит плакатами с ее именем и фотографиями. Рядом с ним, конечно, Тони Шумахер, на счету которого 500 выигранных заездов и 5 чемпионатов, просто желторотый птенец. Однако именно он впервые преодолел скоростную планку в 330 миль в час, и именно этому человеку, носящему такую знаменитую фамилию, прочат большое будущее в гонках по дрэгрейсингу. Тони, кстати, тоже выступает за очень сильную команду – US Army, которая во время этапа в Лас Вегасе даже организовала набор на службу в ряды армии прямо на месте, в паддоке. Кстати, US Army имеет свою команду и в NASCAR, которая выступает весьма успешно и держится в пятерке лучших.
Официальный сайт: www.nhra.com