Среди фанатов славной итальянской марки Alfa Romeo бытует мнение, что их любимые автомобили не очень любят в Германии, потому что однажды «Альфа» обставила великие немецкие марки в святая святых – Немецком кузовном чемпионате. Это утверждение справедливо, но лишь отчасти.
В начале 90-х руководство FIAT решило вернуть былую автоспортивную славу Alfa Corse. В Формуле-1 уже выступала Ferrari, в ралли – Lancia, поэтому Alfa Romeo должна была отстаивать честь концерна в кузовных автогонках. Устаревшая Alfa Romeo 75 Turbo, подготовленная по правилам группы A, была не очень успешным спортивным автомобилем, хотя даже на заре карьеры портила нервы соперникам. Поэтому, как нельзя кстати, пришлось появление ее преемника – 155-й модели.
Покорять европейский туринг было решено с домашнего итальянского чемпионата, в котором долгое время властвовали гонщики на BMW M3, в первую очередь Роберто Равалья. В первый же сезон пилоты команд Alfa Corsa и Jolly Club, имевшие в своем распоряжении новейшую полноприводную Alfa Romeo 155 GTA, заняли по итогам 1992 года первые четыре места (чемпионом стал Никола Ларини), завоевав победы в 17 гонках из 20 возможных.
Восстановив имидж марки перед глазами родных болельщиков, в следующем сезоне Alfa Romeo решила замахнуться на чемпионаты за пределами Апеннинского полуострова. Приоритетным являлся Deutsche Tourenwagen Meisterschaft (Немецкий кузовной чемпионат). На подготовку к возвращению в DTM были направлены серьезные финансовые вливания, брошены основные силы в лице экс-пилотов Формулы-1, уже упомянутого Николы Ларини и Алессандро Наннини, и лучших инженерных умов концерна, таких как Энрико Альвиано, Пино Д’Агостино и Серджио Лимоне.
С сезона 1993 в DTM вступал новый регламент. Если раньше ожесточенные баталии между BMW, Mercedes-Benz и Audi проходили по правилам Группы A с некоторыми послаблениями в доработке двигателей, то теперь чемпионат переходил регламент Класса 1, который здорово развязывал руки конструкторам. Основной причиной, по которой организаторы соревнований решили пойти на такой шаг, были многочисленные скандалы, год за годом сопровождавшие чемпионат. Гоночные автомобили Группы A строились на базе омологационных версий серийных автомобилей. Получалось, что для того, чтобы внести какое-либо существенное изменение в конструкцию гоночного автомобиля, требовалось выпустить не менее 501 экземпляра омологационной версии, что существенно замедляло модернизацию. Чтобы уравнивать шансы команд, организаторы шли на различные ухищрения, например, ввели систему весовых гандикапов.
Оружием Alfa Corse должна была стать 155 V6 Ti. Ее конструкция значительно отличалась от младшей сестры – двухлитровой турбированной 155 GTA, доминировавшей в итальянском чемпионате. Сердцем DTM-болида стал 2,5-литровый (93 x 61.3 мм) 6-цилиндровый V-образный (угол развала 60°) двигатель на основе легендарного серийного блока Busso с головкой на 24 клапана и смазкой с сухим картером, располагавшийся продольно. В первый сезон этот силовой агрегат весом всего 110 кг выдавал 420 л.с. при 11800 об/мин и имел максимальный крутящий момент 294 Н•м при 9000 об/мин. Реализовать мощность в полной мере позволяла 6-ступенчатая механическая КПП с корпусом из магниевого сплава и полноприводная трансмиссия (момент перераспределялся 33:67 в пользу задних колес) с планетарным редуктором, вязкостной муфтой и самоблокирующимися дифференциалами повышенного трения на передней и задней оси. Подвеска представляла собой McPherson спереди и сзади. Кузов был выполнен из карбона на основе усиленного трубчатого каркаса. Масса автомобиля составляла 1040 кг.
На старте сезона в бельгийском Зольдере Alfa Romeo 155 V6 Ti стала первой и… единственной полноправной представительницей Класса 1. Формально новым требованиям соответствовали и автомобили Mercedes-Benz, но по сути это был прошлогодний 190E 2.5-16 Evo2 с новым аэродинамическим пакетом, увеличенной колеей и старым 4-цилиндровым двигателем, который уступал «Альфе» в мощности порядка 40 л.с. «Мерседес», полностью соответствующий новым требованиям, должен был дебютировать только в следующем году, уже на базе нового C-класса. Audi покинули чемпионат после прошлогоднего скандала (команду дисквалифицировали после нескольких этапов за внесение изменения в конструкцию коленвала их V8) несмотря на то, что у них уже была готовая модель Класса 1 (Audi 80 V6). В BMW же предпочли строить автомобили для Класса 2, которые были намного ближе к серийным. После того, как высказали свое недовольство телевизионщики, чемпионат и вовсе был на грани срыва. Организаторы приняли решение заполнить стартовую решетку машинами младшего второго класса, куда попали частники на прошлогодних BMW M3, MB 190E, Opel Omega Evo 500 и Ford Mustang GT.
В Зольдере Ларини выиграл обе гонки, Кристиан Даннер на 155 V6 Ti команды Schübel Engineering дважды был вторым, а Наннини завоевал одно третье место. Особенно ощутимым было преимущество полноприводных Alfa Romeo в дождь.
Немцы еще могли надеяться, что «Альфа» может оказаться еще сырой и ненадежной, а итальянских гонщиков подвести не столь хорошее знание местных трасс. Эти надежды частично оправдались на втором этапе, проходившем в Хоккенхайме. Alfa Corse преследовали проколы, хотя Ларини был быстрее всех в квалификации и финишировал вторым во второй гонке. Оба раза в тот уик-энд выиграл пилот AMG Бернд Шнайдер. Следующие семь этапов, включая незачетную гонку в британском Донингтоне, Никола не заканчивал без хотя бы одной победы (среди них наиболее памятны две победы на «Северной петле»). Неожиданными стали два поражения на скоростной трассе АФУС, что не помешало Ларини досрочно оформить чемпионский титул. Триумфальный сезон был завершен двумя победами Сандро Наннини на длинном кольце Хоккенхаймринга.
Босс Alfa Corse Джордже Пьянта понимал, что в следующем году его команда столкнется с куда более серьезным сопротивлением, ведь помимо AMG Mercedes с их C180, оснащенным новейшим 6-цилиндровым двигателем, в соперники добавилась команда Opel Team Joest со своей Calibra V6, дебютировавшей в последних гонках 93-го. Если «мерседесовцы» остались верны заднему приводу, то «Опель» пошел по пути Alfa Romeo, сделав свою машину полноприводной, что делало их серьезными соперниками на влажной трассе. Учитывая все это, «Альфа» не почивала на лаврах, а вовсю дорабатывала155-ю перед началом сезона ’94. Двигатель обзавелся пневматическим приводом клапанов, был сделан более легким и располагался ниже, привод распредвалов был перенесен на сторону маховика, а мощность удалось поднять до 440 л.с. Стало более обширным применение электроники: болид обзавелся уникальной ABS, разработанной Kelsey-Hayes, и запрещенной в Ф-1 активной подвеской. Значительная работа была проведена в области аэродинамики.
«Альфа Ромео» прекрасно начала сезон 1994 года поулом Ларини и двумя победами Наннини в Зольдере. Но чем дальше продвигался чемпионат, а немецкие производители расправлялись с «детскими болезнями» своих автомобилей, становилось ясно, что от былого преимущества Alfa Romeo не осталось и следа. Пилоты Mercedes были быстрее в квалификациях, более стабильны в гонках и экономнее обращались с покрышками. Прошлогоднего чемпиона Николу Ларини постоянно преследовали проблемы, а Алессандро Наннини, блестяще проведший первую половину чемпионата, во второй откровенно сник. Несмотря на то, что гонщики Alfa Corse завоевали победы ровно в половине зачетных гонок (по четыре на счету Наннини и Ларини и две у Стефано Модены), чемпионом стал «мерседесовец» ветеран Клаус Людвиг, а серебро досталось Йоргу ван Оммену из команды Zakspeed, так же выступавшему на Mercedes-Benz C-класса.
Популярность DTM возросла и в 1995 году FIA взяла контроль над чемпионатом, намереваясь создать на его основе международную серию. 5 из 12 этапов сезона проводились за пределами Германии, но их результаты шли в отдельный зачет, получивший название International Touring Car Series. Оба чемпионата выиграл Бернд Шнайдер (11 побед в сумме), ставший лидером AMG Mercedes после перехода Людвига в Opel. На счету Alfa Romeo было пять побед за сезон, причем только одна досталась заводской команде: Ларини выиграл в Финляндии, по две у Кристиана Даннера (Schübel Engineering) и Михаэля Бартельса (Euroteam). Такое слабое выступление «Альфа Корсе» было связано с выходом на трассы сильно модернизированной, но еще очень сырой, 155 V6 Ti Step-2, оснащенной двигателем с более короткоходными поршнями (96 x 57,5 мм) и головкой с двумя свечами на цилиндр (Twin Spark) мощностью 450 л.с.
В сезоне ’96 DTM при активном участии Берни Экклстоуна окончательно превратилась в ITC. Помимо 11 европейских этапов (шесть в Германии, по одному в Португалии, Финляндии, Великобритании, Франции, Италии) участникам чемпионата предстояло отправится в Бразилию и Японию. Opel наконец-то довел до ума свою Calibra V6 4×4. Специалисты Cosworth помогли с доводкой нового двигателя, а команда Формулы 1 Williams – с полуавтоматической коробкой передач и аэродинамическим пакетом. Не сидели сложа руки и в Милане. Обновленная 155-я получила трансмиссию X-Track, антриблокировочную систему Bosch и новый двигатель – V6 (98 x 55,2 мм) с углом развала 90° (на этот раз на блоке Lancia), выдававший 490 л.с. при 12000 об/мин. Фаворитом сезона по прежнему считался Mercedes-Benz.
На первых этапах стало ясно, что гонщики на «Мерседесах» уступают своим оппонентам. Машины с трехлучевыми звездами на капотах терпели настоящее фиаско в квалификациях, правда в гонках были по-прежнему быстры и стабильны. Уверенное лидерство захватил пилот Joest Racing Opel Мануэль Ройтер. Бернд Шнайдер, Дарио Франкитти и Алессандро Наннини попытались навязать ему борьбу во второй половине сезона, но Мануэль свой шанс не упустил и в итоге стал чемпионом. Утешением для Alfa Romeo стало наибольшее количество побед в гонках – 9 (семь у Наннини и две у Ларини).
Расширение географии чемпионата и гонка вооружений привели к значительному росту расходов. Стоимость участия уже вплотную приблизилась к Формуле-1, а отдача из-за отсутствия должного промоушена со стороны организаторов была в разы меньше. Если в Германии трибуны были привычно заполнены до отказа, то за ее пределами болельщиков собиралось в разы меньше. Настоящей катастрофой стало отсутствие полноценного телевизионного контракта из-за чего гонки не получили должного освещения. Многие были уверены в том, что FIA и Берни нарочно создали подобную ситуацию, чтобы ITC не создавала конкуренцию «Королеве автоспорта». В итоге, совокупность этих факторов привела к уходу Alfa Romeo и Opel и последовавшему за ним краху чемпионата.
Alfa Romeo 155 V6 Ti стала самым успешным автомобилем в истории Класса 1 по числу побед в гонках – 39, хотя здесь не стоит забывать, что ее основной конкурент, Mercedes-Benz C-класса, появился на год позже и принес своим пилотам два титула против одного у Alfa Corse. Параллельно с выступлениями в DTM различные версии 155-й, подготовленные про правилам Класса 2, отстаивали честь марки в кузовных чемпионатах Великобритании, Италии, Испании и Франции.